«Праздники Б-га, которые вы должны назвать священными собраниями, — вот праздники Мои…» (Ваикра 23:2).
На первый взгляд может показаться, что здесь есть неоправданное удвоение: «Праздники Б-га… праздники Мои».
Глава ешивы «Порат Йосеф», гаон раби Йеуда Цадка, объяснял это так: когда «праздники Б-га» становятся для народа Израиля временем освящения и возвышения, то это — «праздники Мои». Тогда они желанны Творцу, так как выполняют свое предназначение.
Некий человек купил новую шикарную машину, но остался недоволен. Он вернулся в агентство с претензиями:
— Когда я покупал этот автомобиль, мне сказали, что он может развивать скорость до 250 км/ч, но у меня не получается ездить быстрее, чем 50 км/ч.
Владелец фирмы сел вместе с клиентом в автомобиль и, увидев, как тот водит, посмеялся:
— Как же вы собираетесь ездить быстрее 50 км/ч, если не переключаетесь с первой скорости? Переключатель скоростей для того и дан, чтобы повышать скорость.
Человек должен заботиться о своих материальных потребностях, когда «едет на первой скорости». Но всё, что связано с духовностью, — изучение Торы и исполнение заповедей — требует перехода на самую высокую скорость.
Чтобы преуспеть, необходимо стремление продвигаться и уж точно не стоять в «пробке».
Праведный гаон раби Шимшон-Давид Пинкус[i]рассказывал.
— Несколько лет назад моя мать перенесла операцию на ноге в Лос-Анжелесе. Операция должна была длиться два часа, ей должны были заменить часть кости на искусственную вставку из стали. Но операция продлилась дольше, чем ожидалось, и завершилась лишь через четыре часа.
Когда я спросил врача, почему это заняло столько времени, он ответил, что в ходе операции им потребовалась еще одна деталь, которой не было в больнице, и пришлось везти ее из другой больницы, до которой было 25 минут езды. Водитель не знал, что пациент уже на операционном столе, потому не включил сирену. Из-за ситуации на дорогах он приехал лишь спустя полтора часа.
Из этого я сделал важный для нашей жизни вывод, — сказал рав Пинкус. — У каждого еврея, как мы знаем, — важное предназначение в мире. Он должен продвигаться, достигать новых уровней в служении Б-гу, поэтому ему нельзя пренебрегать своими обязанностями и «стоять в пробке», не включая сирену. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Раби Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США — Израиль) — один из выдающихся духовных наставников последнего поколения, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»