Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.

В нашей недельной главе упоминается заповедь Освящения Имени Творца, «кидуш а-Шем». Сказано: «Не бесчестите святого имени Моего, и буду Я святым среди сынов Израиля» (Ваикра, 22:32). Практические стороны этой заповеди заключаются в готовности каждого еврея пожертвовать своей жизнью в том случае, если его заставляют нарушить три ключевых запрета.

О каких запретах идет речь? В случае опасности для жизни еврей вправе нарушить любую заповедь. Исключением из этого правила являются три запрета — идолопоклонства, разврата и кровопролития.

Еврейская история знает немало случаев самопожертвования, когда никакие угрозы и никакие посулы не могли заставить евреев поклониться чуждым богам. В эпоху Калигулы и Хмельницкого, да сотрутся имена грешников, во время крестовых походов и инквизиции сыновья Авраама, Ицхака и Яакова шли на смерть, демонстрируя верность единому Б-гу.

Строительство идола

Наиболее известным примером «кидуш а-Шем» является самоотверженное поведение Хананьи, Мишаэля и Азарьи. Описываемые ниже события произошли в эпоху царя Навуходоносора, самовлюбленного и жестокого владыки. Навуходоносору было мало неограниченных почестей и бесконтрольной власти над народами — он требовал, чтобы весь мир поклонился его идолу.

По его приказу была сооружена статуя. Каменный Навуходоносор не был рядовым архитектурным памятником. Тиран-сумасброд потребовал, чтобы каждый подвластный ему народ прислал трех представителей. Заранее была спланирована торжественная церемония поклонения каменному идолу. Как писали в советских газетах, «дружными колоннами» подданные Навуходоносора должны были пройти мимо статуи идола державы и столь же дружно ей поклониться.

Представителями еврейского народа были назначены Хананья, Мишаэль и Азарья. Мидраш в «Шир а-ширим Раба» рассказывает о том, как трое этих достойнейших людей отправились к Даниэлю за советом.

Спрятаться или погибнуть?

Даниэль посчитал создавшуюся ситуацию достаточно сложной для того, чтобы вынести вердикт самостоятельно. Он посоветовал Хананье, Мишаэлю и Азарье обратиться к пророку Йехезкелю, величие и духовный статус которого были общеизвестны.

Йехезкель предложил им, как принято писать сейчас, стратегию поведения. Он процитировал строку из пророчеств великого Йешаягу: «Ступай, народ мой, войди в покои свои и запри двери свои за собою, спрячься лишь на мгновение, пока не пройдет гнев». (Йешаягу, 26:20) Трое представителей еврейского народа должны были уклониться от возложенной на них миссии, переждав постыдную церемонию в надежном укрытии.

Однако такой ответ не удовлетворил спрашивающих. На площади перед статуей соберутся тысячи людей, и никто не будет следить за тем, какая этническая группа в данную минуту бьет поклоны перед каменным истуканом. На следующий же день народная молва разнесет весть о том, что все подданные Навуходоносора, включая и евреев, дружно ему поклонились.

Допустить этого было нельзя. Хананья, Мишаэль и Азарья заявили Йехезкелю, что прятаться они не будут. Вместо этого трое еврейских представителей публично откажутся преклонить колени перед идолом.

Удивленный тиран

Потрясенный Йехезкель обратился к Творцу с вопросом, спасет ли Он этих людей от неминуемой гибели. Ведь за отказ продемонстрировать верность царю нарушителя ждала мучительная смерть в огненной печи. В этом случае в печь должны были отправиться три человека…

Получив ответ, пророк Йехезкель очень переживал — Творец отказался спасать будущих мучеников за веру. Но ответ пророка не смутил Хананью и его спутников. Они решили публично продемонстрировать силу еврейского духа, отдав жизнь ради освящения Имени Творца.

Мидраш рассказывает, что вскоре после того, как Хананья, Мишаэль и Азарья покинули дом пророка Йехезкеля, Творец явился ему вторично. Всевышний сообщил, что Он спасет героев. Однако потребовал, чтобы пророк не сообщал им об этом.

Дальнейшее развитие ситуации известно нам из книги Даниэля: непокорные евреи были связаны и живыми брошены в горящую печь. Печь горела настолько сильно, что слуги Навуходоносора, выполнявшие жестокий приказ, обгорели. Но к удивлению самого тирана, Хананья, Мишаэль и Азарья остались невредимыми. Героическое поведение троих и их чудесное спасение так поразило Навуходоносора, что он признал величие Творца: «Нет другого Б-га, который мог бы совершить такое спасение» (Даниэль, 3:29).

Что отсюда следует? Настоящее, истинное Освящение Имени Творца происходит именно тогда, когда еврей делает то, что правильно в глазах Б-га, и не надеется на чудо.

В нашей реальной, повседневной жизни встречаются различные испытания, как правило, более легкие, чем те, которые выпали на долю Хананьи, Мишаэля и Азарьи. Пусть их пример поможет нам уверенно эти испытания проходить.


Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Читать дальше