«И не мог Йосеф удержаться при всех, стоявших около него, и закричал: выведите от меня всех! И не стоял никто при нем, когда Йосеф дал себя узнать братьям своим» (Берешит 45:1). «Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани: в великой опасности был Йосеф. Ведь если бы братья убили его, никто в мире не узнал бы, кто он. Почему же тогда он сказал: “Выведите от меня всех!”? — Решил Йосеф в сердце своем: лучше пусть меня убьют, чем опозорю я братьев своих перед египтянами» (Мидраш Танхума на Берешит 45).
Особая чуткость Йосефа к братьям в полную силу проявилась тогда, когда он раскрылся перед ними. Фактически, в тот момент у него была возможность максимально унизить их и ощутить сладкий вкус мести.
Но вместо этого второй человек в Египте демонстрирует безмерную власть над собственным сердцем и приказывает: «Выведите от меня всех!» Ему важно, чтобы братья не были опозорены, чтобы их дела не раскрылись перед египтянами.
Более того, сказано в мидраше: «В тот час Йосеф подвергал себя великой опасности. Ведь братья — и больше всех Йеуда — сильно гневались на него. И, когда все охранники вышли, братья могли убить его».
Тем не менее, для Йосефа невозможно так опозорить братьев, причинить им такой стыд. Когда все выходят, он тихо говорит: «Я Йосеф, жив ли еще отец мой?» (там же, стих 3). И тотчас добавляет, чтобы их успокоить: «Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами» (там же, стих 5).
Йосеф призывает братьев: «Подойдите ко мне». И, когда те подходят, говорит им: «Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (там же, стих 4).
Зачем Йосефу нужно было, чтобы братья подошли? Они ведь оставались на месте, никуда не уходили? Рав Овадья Сфорно отвечает: «Чтобы те, кто слышал его плач, не слышали о его продаже». Египтяне и весь дом фараона слышали плач Йосефа (там же, стих 3). Скорее всего, им было любопытно узнать, отчего плачет второй человек после фараона. Поэтому Йосеф попросил братьев приблизиться и сказал о том, что они его продали, — шепотом (Оцротэйну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»