«Вот приношение, которое вы возьмете у них» (25:3). В нашей главе евреям было заповедано дать приношение для строительства скинии (переносного храма): «Золото, серебро и медь… лен и шерсть коз… и камни оникса, и камни вставные для эфода и нагрудника». Святой автор «Ор а-Хаим» написал об этом следующее: «Причина в том, что строительство скинии не завершается без одного из этих компонентов. Но речь не идет о том, чтобы каждый еврей приносил все это — в общей совокупности приношение всего народа должно включать все эти виды. Или же нам хотят сказать, что от приносящих нужно принимать все 13 перечисленных компонентов, не пренебрегая и теми, кто приносит лен и кожи».
Если задуматься над сказанным, здесь содержится урок на все поколения. Есть великие мудрецы Торы, святые и праведники, служение которых приравнивается к золоту и серебру, а заповеди их сияют, как сапфир и бриллиант.
А есть мы со своими простыми заповедями, без внутреннего огня и без глубоких намерений, без сверкания духовных молний и великолепия. У нас это словно подношение из льна, кожи и шерсти…
Но именно так Всевышний и устроил Свой народ: «Народ этот подобен виноградной лозе, в которой есть грозди и ягоды, листья и черенки» (Хулин 92 а). Нас также сравнивают с четырьмя растениями праздника Суккот: бывают среди нас этроги, а бывают и ветки ивы…
Известно, что любая заповедь принимается наверху с благоволением. «От приносящих нужно принимать все 13 перечисленных компонентов, не пренебрегая и теми, кто приносит лен и кожи». Это руководство для нас. Нельзя пренебрегать теми, кто знает меньше, чем мы, или не так качественно выполняет заповеди. Взгляните, что написано в Сефер Хасидим (п. 18): «Был случай с одним коэном, который простирал руки (т. е. читал благословение коэнов) и вместо “убережет тебя” (ишмереха) произносил “уничтожит тебя” (ишмедеха). В синагоге присутствовал один мудрец, и он прогнал этого коэна. А затем к этому мудрецы пришло видение свыше: если он не вернет коэна обратно, то будет наказан».
Но само собой разумеется, что это не освобождает тех, кто мог бы принести «золото и серебро», от стараний улучшить качество своего служения Б-гу. Мы ведь знаем, как была принята жертва Каина, принесшего гнилые овощи (см. Раши, Берешит 4:3).
Поэтому нужно стараться выполнять заповеди наилучшим образом. С сосредоточенностью, с энтузиазмом и с предельной алахической точностью. Но с другой стороны, нельзя относиться неуважительно к тем, у кого это не получается, или чьи познания слишком малы. Об этом сказано: «Одинаковы и тот, кто прибавляет, и тот, кто уменьшает, — лишь бы сердце было устремлено к Небу» (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»