Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

К тому тайному знанию, которое зашифровано в строении Мишкана и принадлежностей для него, следует, на мой взгляд, подходить вот каким образом. Сам Мишкан, первый его слой, представлял собой «полотнища из голубой шерсти, пурпурной шерсти, алой шерсти и льна, сплетенных вместе, и с вытканным изображением керувим». Второй слой, покрывающий первый, был сделан из козьих шкур, а над ними, как покрывало всего шатра, располагался третий, сделанный из шкур красных баранов и животных, называемых в Торе тхашим. Четвертый материал, входящий в состав самого Мишкана — это дерево, инкрустированные золотом и стоящие на серебряных подножиях доски, из которых были сделаны стены Мишкана.

Итак, при строительстве Мишкана были использованы четыре различных материала. В самом этом числе содержится сообщение о том, что любое общество, любое объединение людей состоит из четырех групп, или четырех уровней. Первая группа — это мудрецы, ведущие уединенную и возвышенную жизнь. Вторая — труженики, обрабатывающие землю, занимающиеся ремеслами и торговлей. Третья — военные, богатыри, умеющие и склонные воевать. И четвертая — властители, которым принадлежит страна и которые управляют ею — богатые и почитаемые. Именно этим четырем группам соответствуют четыре материала Мишкана.

Голубая, пурпурная и прочие виды шерсти обозначают мудрецов, которые живут уединенно, каждый сам по себе. Поэтому шерсть для Мишкана окрашена в разные цвета. И поэтому же на полотнищах из этой шерсти вытканы керувим: слово «ткач», хошев, на Святом языке созвучно слову «размышляющий», так как эти люди посвящают себя именно размышлению и изучению. А чтобы указать на тонкость и деликатность их душевной организации, в качестве материала выбраны только тонкие нити — не золото и не серебро.

А расположенные над Мишканом полотнища из козьих шкур символизируют тех, кто обрабатывает землю. Поэтому для их прикрепления используется не золото или серебро, а медь, что должно указывать на грубость этих людей, на отсутствие в них утонченности.

Самое верхнее покрытие шатра, которое служило ему крышей, обозначает воинов и богатырей, поскольку они тоже красны от крови, которую проливают на землю. Поэтому здесь тоже не использовано золото и серебро, поскольку их орудие — железный «меч обоюдоострый».

А доски, из которых построены стены Мишкана, символизируют господ и правителей страны, которых все боятся и почитают. Стены необходимо было составить «из досок дерева шитим, стоящих», и это последнее слово указывает на величие. Кроме того, эти доски были и сами покрыты золотом, и к ним были приделаны золотые крюки. Засовы, скрепляющие доски, тоже были отделаны золотом, а подножия, на которых доски устанавливались, были серебряными. Все это — признаки богатства, почета и стремления к власти.

Таким образом, устройство Мишкана символизировало все человеческое общество и каждую его группу в отдельности.

Мишкан состоял из нескольких частей, у каждой из которых были свое величие и своя особая святость. Самой святой частью была внутренняя, которую называют еще Святая Святых. В ней стоял арон акодеш, Ковчег завета, в котором находились лухот, скрижали Завета. Сверху Ковчег был накрыт крышкой, по краям которой стояли золотые керувим. Такое устройство Мишкана должно было намекнуть нам и научить нас, что человеку не достичь совершенства, пока он входит в любую из этих четырех групп, то есть, относится или к мудрецам, или к крестьянам, или к «богатырям земли», или к «властителям, у которых золото и которые наполняют свои дома серебром». Ведь на самом деле смысл жизни человека, его успех и его благо — занятие Б-жественной Торой и исполнение Его заповедей, как сказал глава всех мудрецов (Коэлет 12:13): «Послушаем всему заключение: Б-га бойся и соблюдай Его заповеди, потому что в этом — вся (суть) человека». Поэтому в арон акодеш помещались скрижали Завета, а рядом с ними — свиток Торы, а сверху его обрамлял золотой венец, показывающий, что истинная корона и истинный венец — это Тора, что именно она приносит человеку почет и венчает его драгоценной короной. А над крышкой арон акодеш располагаются два керувим, и это указывает нам, что Б-жественная Тора дарована Б-гом благословенным посредством духовных сущностей. Поэтому керувим распростирают крылья над крышкой арон акодеш, показывая, что Тора спустилась от Того, Кто выше всего. Моше-рабейну сказал об этом: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им от Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых; от правой руки Его пламя закона для них». Лица керувим были повернуты друг к другу, что намекает на определение ангелов, высказанное нашими святыми мудрецами: «Все они любящие, все они ясные…»

И еще мне представляется возможным, что эти керувим, духовные сущности, в материальном мире изображались в виде двоих маленьких детей, не имеющих никакого порока и никогда не ощущавших вкуса греха. Один из них изображался в виде мальчика, а другой — девочки. В этом содержится намек на то, что любой еврейский мальчик и любая девочка должны были бы с самого раннего возраста посвятить все свое время Б-жественной Торе и «повторять ее слова днем и ночью» — как через изучение, так и через исполнение заповедей, — и этим они добьются счастья и личного совершенства.

Их крылья были распростерты над арон акодеш, то есть, закрывали собой его крышку. Это означает, что они связаны с Торой, находящейся под ними, и погружены в нее, и точно также связаны с высшими сущностями, «председательствующими в царстве» Небесном.

Лица их были повернуты друг к другу. В этом содержится намек на то, что всякий, кто носит имя Израиля, должен, в первую очередь, направить свои крылья, свои мысли, ввысь, то есть, служить своему Создателю благословенному, исполняя заповеди, связанные с отношениями между человеком и Б-гом. Но одного этого недостаточно: каждый еврей должен, кроме того, повернуться лицом к своему брату, то есть, любить своих ближних, исполняя заповеди, связанные с отношениями «между человеком и другими людьми». И после того, как стих отметил, что лица керувим повернуты друг к другу, он добавляет: «К крышке арон акодеш должны быть направлены лица керувим». Эти два указания вместе следует понимать так: человек обязан строго следовать Торе, помещенной в аронакодеш, и в тех областях, которые касаются отношений человека и Б-га, и в тех, что определяют отношения человека с другими людьми, и что именно к Торе он должен быть обращен и к ней должен стремиться. Кроме того, это учит нас, что через Тору к человеку приходит пророчество, так как внутри арон акодеш находится Тора, а пророчество, приходящее к Моше-рабейну, исходило из пространства между керувим. (Именно поэтому, когда после разрушения Храма арон акодеш был скрыт, пророчество прекратилось и пророки перестали появляться). Стих говорит: «И Я буду являться тебе там, и буду говорить с тобой сверху капорет (крышки арок акодеш), из пространства между двумя керувим», так как в заслугу Торы евреи обретают пророчество. По этой же причине никакой другой народ, кроме потомков Израиля, не удостоился пророчества, согласно сказанному в стихе: «…все, что Я повелю тебе (передать) сыновьям Израиля».

Святая Святых отделялась от остальной части Мишкана занавесом, называемым парохет. (Когда по образу Мишкана был построен Храм, на месте этого занавеса была выстроена стена, тоже предназначенная для отделения Святая Святых). И глубинный смысл этого занавеса или стены — намек на то, что Б-жественную Тору необходимо хранить, изучать и исполнять ради нее самой, а не ради получения награды, как сказал Антигнос в трактате Авот. Ведь тот, кто готов к по-настоящему верному служению, не должен обращать внимания ни на что, кроме своего служения — соблюдения Торы, и не должен действовать ради ожидаемой награды. Именно поэтому Святая Святых, символизирующая успешное служение как таковое, была отделена от оставшейся части Мишкана, называемой Дворцом и символизирующей награду и разнообразные блага, обещанные за служение.

Итак, занавес-парохет отделял Святая Святых от Дворца, в котором располагались три предмета: шульхан (стол для хлебов приношения), менора (семисвечник) и золотой жертвенник для воскурений. Они указывают на то, что если человек соблюдает заповеди Торы и исполняет их ради них самих, не ожидая награды и не надеясь на нее, Б-г ни за что не оставит его без награды. Кроме того, мы узнаем, что от Б-га милостивого и милосердного приходит награда трех видов.

Первый — это материальная награда, богатство и почет. Б-г в этом мире не покидает своих праведников, согласно стиху «…И не видел я праведника оставленным, и потомство его — просящим хлеба». А о Торе царь Шломо сказал в своей мудрости: «Долгота дней — справа от нее, слева от нее — богатство и почет». Символом этого вида награды является стол с лежащими на нем хлебами приношения, о которых сказано: «Хлеб приношения передо Мной всегда…» Это означает, что почет и богатство по воле Б-га благословенного всегда найдут того, кто их заслужил. Сам стол был сделан из чистого золота, которое неизменно служит знаком богатства; он был снабжен ножками, и для него было изготовлено много различной посуды: стойки для хлебов, ложки и блюда, которые по той же причине тоже были из чистого золота. А еще стол был обнесен решеткой, а верхний его край обрамлен золотым венцом — символом почета. Ведь в отношении материальных и суетных благ иногда нам бывает совершенно непонятно, почему «путь злодеев удачен, а праведник пропадает в своей праведности».

А на столе лежали двенадцать хлебов. Это число соответствует либо числу колен Израиля (и тогда выбрано для того, чтобы каждому колену сопутствовала удача), либо числу месяцев года (и выбрано как указание на постоянство, как объясняет Йосифон), либо двенадцати созвездиям (и тогда это число означает, что созвездия всегда будут по воле Б-га благосклонны к нам).

Хлеба лежали на полках из чистого золота, и в этом тоже указание на почет и величие. А на хлебах лежали две золотые ложки с благовониями; благовония символизируют доброе имя.

Итак, теперь тебе ясно, что первый предмет, установленный во Дворце, то есть, стол, призван указать на один из видов награды.

Второй вид награды, которой Б-г одарит «любящих Его Имя», — это мудрость и разумение. Если человек будет желать только Б-жественной Торы, он станет мудрым, обретет умение выводить новое знание из уже имеющегося и ему откроются все тайны мудрости, в силу сказанного: «Ибо Б-г дает мудрость, из Его уст — знание и понимание». И если человек будет исполнять заповеди, то его мудрость сохранится навсегда. И на этот второй вид награды за исполнение заповедей, то есть, награды, которую получает душа, указывает менора, так как «свеча Б-га — душа человека». Семь светильников меноры символизируют семь видов мудрости, которые содержатся в Б-жественной Торе. Все эти светильники были повернуты в сторону центрального, который называется «западной свечой», а он, в свою очередь, был обращен в сторону Святая Святых. В этом содержится указание на то, что истинной мудростью является только та, что основана на Торе, хранящейся в арон акодеш.

Материалом для меноры служило чистое золото, что указывает на важность мудрости и на ее вечность, а также на то, что она не терпит неправильных мнений, не согласующихся с верой, поскольку она вся — чистое золото.

Заниматься менорой должны были коэны: Аарон и его сыновья. Они должны были «обустраивать ее, (чтобы горела) с вечера до утра перед Б-гом». Это символизирует обязанность коэнов обучать народ истинной мудрости. Именно они предназначены быть «мужами сильными, трепещущими пред Б-гом», которые будут «обустраивать» мудрость, то есть, обучать ей народ «перед Б-гом», то есть, так, чтобы она всегда согласовалась с Торой.

Менора была украшена чашечками, шарами и цветками, выкованными из самого ее корпуса. Это указывает на то, что все разделы мудрости, все науки выводятся одна из другой, так что одна наука служит основой для следующей.

Менора была сделана из цельного куска золота весом в кикар. В этом заложено указание на принципиальное единство всех наук, которые ведь все описывают один и тот же мир, хотя и с разных сторон. Поэтому царь Шломо сказал: «Мудрость женщин построила дом, вытесала семь его столбов», — мудрость едина, как дом, который, хоть и состоит из многих частей, является одним цельным созданием. А семь столбов из этого стиха —

это семь отраслей, на которые делится наука, то есть, семь различных тем, которые она исследует и которые различаются между собой настолько, чтобы именоваться независимыми областями знания. И в этом же состоит символ, заключенный в строении самой меноры, которая была сделана, как уже говорилось, из единого куска золота, разделенного на семь выходящих из ее основы ветвей.

Во всех поколениях наши мудрецы обнаруживали все новые и новые символы, заключенные в строении меноры. Я же выбрал из них только те, которые наиболее ясно выражены в ее описании.

Итак, ты узнал о символике второго предмета Дворца, то есть, меноры, соответствующей второму типу награды за изучение и соблюдение Торы.

Третий, последний вид награды, которую Б-г дарует за соблюдение Торы, состоит в том, что душа человека, посвятившего себя Торе, после смерти погружается в свет жизни, как сказала царю Давиду мудрая женщина (1 Шмуэль 25:29): «И будет душа господина моего завязана (у Б-га) в узел жизни». Этот вид награды символизируется золотым жертвенником для воскурений. Он был предназначен для того, чтобы ароматный дым поднимался от него ввысь, символизируя возносящуюся к Небесам праведную душу. Жертвенник был расположен строго напротив Святая Святых поодаль от стола и меноры. И в этом содержится указание на то, что спасение души приобретается не богатством и почетом, которые символизирует стол, не мудростью и исследовательским талантом, а только через саму Тору, то есть, через полное слияние с керувим, простирающими свои крылья к Небесам. И поскольку эта награда — главная и самая важная, первосвященник в исключительный день поста Йом кипур входил в Святая Святых с воскурением и ставил его перед арон акодеш и керувим, как бы говоря: «Вернись, душа моя, к месту покоя своего!» Воскурение обладало силой останавливать эпидемии, поскольку для спасенной души телесная смерть — ничто, и такая душа в силах прекратить страдание. Именно по этой причине первосвященник приносил на этом жертвеннике воскурение утром и вечером, согласно требованию Торы: «Постоянное воскурение перед Б-гом, Святая Святых оно для Б-га», — ведь утро и вечер символизируют жизнь и смерть. Выражение «перед Б-гом» как раз и указывает на душу, вечно пребывающую в обществе Б-га, а «Святая Святых» говорит о духовной, чистой и высокой награде, соответствующей не телесному человеку, а духовной сущности. Именно поэтому подобное выражение не отнесено в Торе ни к столу, ни к меноре.

Этот жертвенник был сделан из золота, что символизирует его значимость и вечность. Однако он был облицован деревом, и в этом содержится дополнительное важнейшее указание: только с помощью поступков в материальном мире — малоценном и преходящем, как дерево, — человек может достичь вечного спасения, которое символизирует золото.

Итак, я рассказал о символике трех священных предметов, стоящих в эйхале — Дворце Б-га, средней части Мишкана, отделенной от двора Мишкана особым занавесом, называемым масах. И общий смысл в том, что три эти предмета символизируют три вида Б-жественной награды.

с разрешения издательства Швут Ами