«Эсав… и четыреста человек с ним» (Ваишлах, 32:7)
Каждая глава в Торе написана для того, чтобы извлечь из нее урок. Как и глава встречи Яакова и Эсава. Рассказывает Мидраш (Берешит раба, 78:15), что Раби (Иеуда а-Наси), изучал эту главу перед встречей с римскими властями. Но есть в этой главе указание каждому человеку, любого времени: когда человек находится в синагоге или в доме учения, его ступень «Яаков человек цельный, сидящий в шатрах». Находится человек дома, в своей семье, занимается воспитанием детей духе наследия отцов, он — как праотец Яаков и его дом. Но когда человек выходит на улицу, даже для заработка или других дел — ой, здесь его поджидает встреча с Эсавом. С уличной культурой, с атмосферой «человек поля», с нескромностью и скотством. Пролом оград, разнузданность. «Эсав и четыреста человек с ним». Четыреста посланцев, как осьминог с многочисленными щупальцами: нескромность уличных афиш, распущенность в одежде, поведении, выражениях, слышащихся как комбинированная атака со всех сторон. Не говоря уже о фотографиях и надписях в газетах, мгновенно опускающих к самому низкому общему знаменателю, стремящихся возбудить самое низкое животное начало в погоне за дешевой сенсацией и пляске на крови. Не говоря уже о передовых средствах массовой информации и растлевающих душу кабельных каналах, разрушающих в ней все лучшее. «Одно против другого создал Б-г» (Коэлет, 7:14). И насколько увеличивается свет в залах Торы, в ешивах и колелях, насколько умножается чистота душ, настолько увеличивается тьма на улицах города. «Эсав и четыреста человек с ним»
В таком случае, что делать? Как противостоять этому, как подготовиться к встрече? Это не проблема, нужно изучить нашу главу и извлечь из нее урок. Как противостоял Яаков? Он подготовился тремя способами: подарком, молитвой и войной. И самое выделяющееся средство — это подкуп. Попытка помириться, понравиться, поклониться семь раз, до объятий и поцелуев — когда Эсав пытался вонзить свои зубы в шею Яакова…
В самом деле, таким образом надо выйти на улицу с ее грязной атмосферой растленности? С примирением и сближением?
Сердце отказывается принять это, но разве не так написано в Торе.
Однако осторожно: в этом случае сердце право! Но ведь пишет Тора? Действительно, написано, но нужно понимать написанное.
Приведем рассказ из святой книги «Зоар» (Конец главы «Микец»). Раби Хия и раби Йоси шли по дороге. Увидели они человека, закутанного в талит и подпоясанного мечом. Сказал раби Хия: «Кто этот человек, праведник или разбойник?»
Сказал ему раби Йоси: Ведь заповедано нам судить в сторону оправдания. Учили мы, что человек, вышедший в путь, должен быть готов к подарку, войне и молитве. Этот человек идет по дороге, талит у него для молитвы, а меч для войны. И поскольку есть у него две вещи из трех, не нужно проверять его в отношении подарка.
Когда он подошел к ним, они приветствовали его, но он не ответил.
Сказал раби Хия: «Ты видишь, нет у него денег для подарка, так как не отвечает на приветствие».
Начали раби Хия и раби Йоси говорить слова Торы. Когда увидел тот человек, что они занимаются Торой, обратил к ним свое лицо и ответил на их приветствие. Сказал он им: «Когда я вам не ответил вначале, в чем вы меня заподозрили?»
Сказал ему раби Йоси: «подумали. Что ты молишься или размышляешь о словах Торы».
Сказал он ему: «Святой, благословен Он, да судит вас в сторону оправдания, как вы судили меня. Но на самом деле однажды я шел по дороге, и приветствовал меня один человек, и я ответил ему и подружился с ним, но вдруг он напал на меня, чтобы убить и забрать мое имущество, так как был разбойником. И если бы я не был сильнее его, одолел бы меня. С того дня я дал зарок, что буду приветствовать только праведника, занимающегося Торой. Как написано: “Нет мира, — сказал мой Б-г — злодеям”.» (Ишайя, 57:21).
Читаем мы это и удивляемся: как это увязывается с поведением нашего праотца Яакова, мир ему, который предварил встречу подарком? Но если вдуматься, нет здесь никакого противоречия: Эсав шел убить его, и нужно было успокоить его гнев и злобу подарком. Невозможно было игнорировать его существование разорвать с ним связь. Но тот человек шел по дороге и опасался разбойников, нападающих на путников. В таком случае надо препоясаться оружием и вооружиться молитвой. Но не подарком, халила вэ хас. Никакого приветствия, никаких дружеских контактов.
Как эти слова наставляют и направляют нас. (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»