Темы: Воспитание детей, Лея Солганик, Подростковый период, Общение с детьми, Отношения со сверстниками
Шалом. Дочь увлеклась модной тенденцией носить в ушах вместо сережек украшения «тоннели», ради которых искусственно растягиваются отверстия в мочках ушей. Мне кажется это противоестественным. Что говорит нам про это Тора? N.
Уважаемый N.,
В Торе об этом ничего не сказано, но Вы можете поговорить с дочерью не о том, как к этому относится Тора, а о том, что, может, стоит взвесить это ее желание следовать моде с точки зрения ее удобства, благополучия, здоровья, красоты… Дать ей почувствовать: замечательно, что она следит за модой, стремится быть красивой, любит новое и оригинальное, идет в ногу с обществом, в котором живет. Так и надо. Вы ее не отговариваете, не переубеждаете, просто предлагаете взвесить разумно, как она всегда и делает, и правильно подойти к решению. Может, потом ей будет не очень комфортно с такими отверстиями, они, может, и не зарастут.
Только так, может быть, чуть-чуть удастся повлиять на нее. Но никогда нельзя подходить к другому человеку, особенно к подростку, когда он чем-то недоволен, что-то отвергает и т.п., — со словами Торы. Он обязательно Вас оттолкнет, но заодно оттолкнет и Тору, которая мешает ему делать то, что ему так удобно, приятно — так он решил! Можно только осторожно предложить: не попробовать ли повысить его комфорт, кайф, успех так-то и так-то. Например, не «ты обязана слушать меня потому, что я твой отец, вот и заповедь такая есть!», а: «Мне будет приятно, если ты согласишься со мной. Мне очень грустно, когда мы друг друга не понимаем. Когда родители и дети друг друга понимают, жить гораздо приятнее. Я очень стараюсь лучше тебя понять».
И мы, родители, должны стараться говорить, что делать, а не что НЕ делать. «Отдались от зла и делай добро» (Тэилим 34, 15). Бунтующему подростку (а в принципе и любому человеку) мы можем предложить только вторую часть — «делай добро». «Отдались от зла» не будет принято. Если у нас нет идеи, какое именно «добро» предложить, лучше промолчать, подождать, пока такая идея не возникнет. Стоит воздержаться от высказываний типа «Не увеличивай дырки в ушах этими дурацкими веревками», а попросить: «Постарайся, чтобы потом у тебя не осталось навсегда следов от этого».
Успеха Вам, Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»