Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Общение с детьми

Общение с детьми, как и общение с взрослыми, — это процесс обмена информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общаясь с детьми в самого их рождения, родители выстраивают с ними доверительные, искренние отношения, без которых невозможны ни воспитание детей, ни передача им морально-этических ценностей.

Оглавление

Общение и воспитание [↑]

Когда родителям в виде эксперимента предлагают записывать все свои фразы, с которыми они обращаются к своим детям в течение дня, они с ужасом обнаруживают, что большинство этих фраз — указания, напоминания, распоряжения, критика и замечания. А если это вопросы, то в духе: «Ты уроки сделал? Какие оценки получил? Зубы почистил?»

Конечно, без некоторых «технических» вопросов и ответов обойтись в жизни нельзя, но и называть это полноценным общением — тоже. Некоторым родителям кажется, что при помощи замечаний и указаний они осуществляют воспитательный процесс, поэтому на простое человеческое общение не хватает ни сил, ни времени. Это ошибка: воспитательный процесс — что-то совсем другое.

Рав Деслер определяет суть воспитания ребёнка в двух словах — «формирование совести». Совесть как внутренний компас всех духовных ценностей и этических норм человека, сформировавшись в самом раннем возрасте, делает ребенка (подростка, взрослого) способным воспитывать самого себя, то есть силой разума противостоять своим инстинктивным телесным желаниям.

Очень важно заложить в ребёнка с самых ранних лет фундамент первоначальных ценностей в жизни, первых идей, которые сформируют его понимание: что принять, а что оттолкнуть, что осудить, а что похвалить, что главное в жизни, а что второстепенное. Именно родители, начав общаться с ребенком с его рождения (и даже еще раньше!), вкладывают в его мозг, сердце, душу то, что будет с ним все годы его жизни.

Еврейские религиозные специалисты по воспитанию рекомендуют всем родителям изучить две книги, являющиеся продуктами нееврейского мира, и вместе с тем, совершенно не противоречащие ни духу, ни букве еврейского закона. Это: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Фабер и Мазлиш и «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер.

В этой статье мы пунктиром наметим лишь самые важные моменты, которые нельзя упускать, общаясь с детьми.

Общение и доверие [↑]

Постоянная готовность общаться с ребенком — один из путей к завоеванию его доверия. Ребенок чувствует себя защищенным, если знает, что всегда может обратиться к родителям со своими заботами и тревогами. Важно дать ребенку почувствовать, что ему есть на кого положиться, что в нужный момент рядом окажется человек, способный понять и принять любую информацию.

Чем меньше у родителей времени для ребенка, тем важнее проявить в момент общения искреннюю готовность его выслушать — хотя недостаток времени не может быть полностью компенсирован повышенным вниманием.

То, что доверие и общение связаны, имеет и обратную сторону: ребенок будет доверять тем людям, с которыми он общается. Поэтому мы так тщательно выбираем не только няню, воспитательницу, учителя, руководителя кружка, но и помощницу по хозяйству, район для проживания, соседей… Мы понимаем, что эмоциональная связь ребенка с чужим человеком делает его восприимчивым к его философской, психологической и духовной ориентации. Когда дети проводят много времени с посторонними, это так или иначе отражается и на их общем развитии, и на формировании доверия к родителям.

Невербальное общение [↑]

Невербальное общение — это первый вид общения, возникающий между малышом и теми, кто за ним ухаживает, пока он еще не овладел речью и общается выражением лица и жестами.

В Талмуде говорится: «Одарить улыбкой лучше, чем напоить молоком». Под воздействием улыбки лучше усваиваются все питательные вещества. Чем чаще мы улыбаемся детям, тем больше делаем для их душевного и физического здоровья.

Наш нежный взгляд и улыбка делает детей уверенными и спокойными. Частый гнев и постоянное выражение недовольства на лице вызывают в детском сердце отчуждение и неуверенность в себе.

Нежная ласка может служить выражением поощрения, признания. Прямой, заинтересованный взгляд, направленный на ребенка, когда он о чем-то рассказывает, свидетельствует о том, что разговор важен и интересен для взрослого. Одобрительный кивок, заинтересованно вскинутые брови — это как бы сигнал для ребенка: «Хорошо», «Мне нравится», «Я тобой доволен».

Любой жест и знак, начиная с прикосновения и кончая песней, — все может быть использовано в воспитательных целях, а в конечном итоге — и для усиления привязанности к нам наших детей.

Вербальное общение [↑]

«Приятные слова — как сотовый мед: сладость душе и исцеление телу» (Мишлей16:24). Если родители будут тщательно обдумывать каждое произнесенное ими слово, они окажут детям неоценимую помощь и в духовном росте, и в физическом здоровье. Сердце человека радуется, когда он слышит приятные слова: похвалу, одобрение, слова любви и симпатии. Дети расцветают от такого общения, в них растет чувство собственного достоинства, крепнет уверенность в себе.

Необходимо научиться замечать положительное в детском поведении и высказывать одобрение по этому поводу. Когда в доме тихо и родителям «не к чему придраться», они, в лучшем случае, перестают детей «воспитывать». Когда же те затевают ссоры или драки, взрослые моментально вмешиваются — повышают голос и пронзают «преступника» суровым взглядом, максимально используя свой арсенал негативных реакций.

Интересно, что дети и эту форму внимания воспринимают как проявление любви — так как высоко ценят любое наше общение с ними и стремятся во что бы то ни стало это общение расширить. Чем больше времени и внимания мы им уделяем, тем чаще они повторяют поведение, вызвавшее это внимание. Ребенк рад любому общению с родителями, и, если легче добиться негативного, он согласится и на него — поэтому получается, что мы невольно подкрепляем нежелательное поведение детей своей слишком эмоциональной реакцией.

Активное слушание [↑]

Ключ к эффективному общению между людьми, а в частности, между детьми и родителями, — активное слушание. Когда ребенок высказывает свое мнение — важно, чтобы он знал, что мы его хорошо поняли: поэтому, прежде всего, необходимо его выслушать. Слушание — не просто физическое действие, функция уха — это слушание сердцем. Ребенок должен быть уверен, что родитель действительно слышит его. Не советует, не решает проблемы, не вмешивается, не судит (ни словами, ни жестами) — а слушает и слышит, как преданный друг.

Если бы слушание было пассивным действием, то ребенок мог бы встать напротив стены и излить душу, но всем ясно, что человеку нужен человек — понимающие глаза и сердце, чтобы почувствовать облегчение.

Для того чтобы слушать должным образом, родитель должен быть свободен от других занятий и всецело сосредоточен на слушании. Он должен контролировать визуальную связь с ребенком, видеть его глаза. Иногда ребенок растерян или запутался, и только то, что родитель внимательно слушает, не перебивая, позволяет ему привести в порядок свои мысли и чувства, найти ответы на волнующие вопросы.

Слушание не означает молчание. Можно и желательно реагировать на слова говорящего короткими предложениями, выражающими эмпатию: «Удивительно, как ты смог с этим справиться…», «Я вижу, что это было в самом деле трудно…» и т.п.

Истинное слушание позволяет воспринять тонкие нюансы — чувства и эмоции говорящего. Слова — лишь внешняя оболочка, а тот, кто действительно слушает, может уловить и опознать невысказанный смысл — который, как правило, глубок и значителен.

Часто родители не хотят выслушать ребенка, потому что им кажется, что тогда они обязаны согласиться с его доводами. Это совершенно не так, напротив: иногда одно то, что их выслушали, удовлетворяет детей без всяких добавок!

Возрастные особенности [↑]

В первые годы жизни дети воспринимают своих родителей как всезнающих и идеальных и жадно ловят всю информацию, исходящую от папы и мамы. В этот период родителям надо быть внимательными к своим речам и не пробовать общаться с детьми как с взрослыми, объясняя им то, что они еще не готовы воспринять.

В 5—6 лет дети начинают ожидать от родителей взаимопонимания и взаимопереживаний, и вместе с тем все чаще и чаще предпочитают общаться со сверстниками.

В предподростковом и подростковом возрасте каждый ребенок проходит через этап переосознания и переоценки себя и своего окружения — и обязательно отдаляется от родителей. Если к этому возрасту у него сложилась эмоциональная связь с родителями, подпитываемая постоянным искренним, доброжелательным общением, то этот период удается пережить без необратимых последствий.

Невозможно общаться с современными подросшими детьми, не овладев искусством спокойных переговоров, которые способны углубить наши взаимоотношения с ребенком и помочь лучше его понимать.

В первую очередь, надо внимательно и терпеливо выслушать ребенка, а потом задать ему уточняющие вопросы, чтобы со всей отчетливостью понимать, о чем он говорит и что хочет доказать.

Важно признать его право на собственную точку зрения, которая отличается от родительской. Ясность мышления позволит определить, какие вопросы достойны горячих дискуссий, какие — того не стоят.

Иногда отец или мать могут и изменить свое мнение и не побояться признаться в этом подростку, показав ему, что он убедил родителей своими аргументами. Так родители демонстрируют уважение к подростку как к личности, и тогда есть шанс, что в следующий раз он с большим вниманием прислушается к мнению старших.

В ходе переговоров обе стороны (и родители, и дети) учатся выслушивать друг друга, не перебивая, вразумительно разъяснять свою точку зрения, принимать встречные предложения и идти на компромиссы.

Общение между родителями и детьми — это основа воспитания детей всех возрастов. Кроме всего прочего, если мы правильно общаемся со своими детьми, это делает их устойчивыми к внешним стрессам, а также прививает им модель поведения, которую они захотят воспроизводить в своих будущих семьях. Учась правильно общаться с детьми, родители выстраивают с ними эмоциональную связь, передают им свой опыт и знания — и в конечном итоге, способствуют передачи Традиции.

Выводить материалы

Очень люблю свою маленькую дочку, но боюсь, что когда она вырастет, я стану ей не нужна...

Ита Минкина

Боюсь, что она будет относиться ко мне, как я к своей маме...

Любовь и власть в еврейском воспитании. Любить своего ребенка

Хана Сара Рэдклиф,
из цикла «Любовь и власть в еврейском воспитании»

Матери, выносившей своего ребенка, дано первой учить и воспитывать его; и первый урок, который она ему преподает, — урок любви... Именно в этом океане любви, в который погружен младенец и в котором очищается каждую минуту своей жизни, он готовится к жизни в святости и чистоте.

Мой ученик, мой сын 8. Воздействуйте на учеников без слов

Рав Ноах Орловек,
из цикла «Мой ученик, мой сын»

Важное сообщение для учителей

Дочь не может справиться со своей обидой и злобой на людей

Ципора Харитан

Дочь не может справиться со своей обидой и злобой на людей