Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Тема

Благословение коэнов

Оглавление

Объяснение текста благословения коэнов ↓

Законы благословения коэнов ↓

«Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш, чтобы было то благословение, которым Ты повелел нам благословлять народ Твой, Израиль, благословением беспорочным, и чтобы не было в нем никакого препятствия и греха навсегда». ↓

Массовое благословение коэнов в наши дни ↓

Сколько? Где? Когда? ↓

Ид аль-Гефнер ↓

В Торе (в книге Бемидбар Бемидбар, 6:23) Всевышний передает Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов — точные слова, которыми они и их потомки-коэны будут благословлять общину сыновей Израиля.

Мы приводим объяснение смысла благословения коэнов великого мудреца и раввина, раби (дона) Ицхак Абарбанеля.

Объяснение текста благословения коэнов [↑]

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону (брату Моше) и его сыновьям формулировку благословения коэнов.

Отныне всякий раз, когда коэны видят собрание народа Израиля, они должны благословлять его, чтобы защитить их от вреда, причиняемого «дурным глазом». Ведь, когда царь Балак нанял Билама проклясть общину Израиля, он хотел как раз этого: Билам должен был сглазить еврейский народ, в чем был большим умельцем. Именно поэтому Балак привел Билама на такое место, откуда тот смог увидеть «весь народ Израиля, стоящий лагерем по своим коленам», как еще будет разъясняться.

Таким образом, заповедь благословения коэнов, полученная Аароном и его сыновьями, была необходима еврейскому народу, стоящему лагерем в строгом порядке, каждый в своем колене и на своем посту.

Возможно, именно поэтому благословение состоит из трех отдельных стихов, в каждом из которых упоминается тайное Имя Б-га.

Первый стих — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — говорит о том, что Б-г благословенный охранит колена и «знамена» сынов Израиля, что «хранящий души праведников Его» будет беречь их.

Второй стих — «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» — обращается к левитам. Поскольку они разъясняют Израилю Тору и обучают ей: «Сообщат законы Твои Яакову и Тору Твою Израилю», — обращенное к ним благословение говорит об обретенном ими Б-жественном свете, то есть, о знании и мудрости, полученных в подарок от Б-га, «дарующего человеку знание».

А коэнам, находящимся в лагере Шехины, посвящен третий стих — «Да обратит Б-г Свое лицо к тебе и дарует тебе мир!» Поскольку они постоянно обращают к Б-гу молитвы о благополучии Израиля, благословение их состоит в том, что молитва коэнов неизменно будет приниматься благожелательно. В этом смысле выражение «обратит лицо» употреблено, например, в стихе «Разве обратит он лицо к вам?» — в смысле: «Разве примет он ваши слова?» А вторая часть стиха — «И дарует тебе мир» — обещает, что среди коэнов никогда не будет споров.

Я уже писал, объясняя стих «И было, когда состарился Ицхак», что само понятие «благословения» имеет множественный смысл.

Во-первых, благословение может быть направлено от Б-га к Его творениям, и тогда оно состоит в даровании блага. Когда Тора говорит, что «Б-г благословил Авраама всем», речь идет как раз о таком благословении, о котором сказано: «Б-жье благословение делает богатым».

Во-вторых, благословение может быть направлено к Б-гу от Его творений, и тогда суть его — прославление и восхваление. Именно так следует понимать это слово в стихах: «И благословил Давид Б-га», «Буду я благословлять Б-га во всякое время, всегда прославление Его в моих устах» и в других подобных случаях.

И, в-третьих, благословение может быть направлено от одних людей к другим. Смысл его — не дарование блага и не прославление, а молитва за благословляемого и просьба о том, чтобы Б-г явил ему милосердие и благословил его.

Поэтому наш стих говорит: Обратись к Аарону и его сыновьям, говоря: «Так благословляйте сыновей Израиля, говоря им…» [стих начинается с обращения Всевышнего к Моше — прим.ред.]. Стих здесь хочет, чтобы Аарон и его сыновья не подумали, что они действительно спускают с Небес настоящее благословение для евреев. Поэтому он совершенно ясно объясняет, что от коэнов требуется только молиться о ниспослании благословения, но не передавать его самим. Стих использует выражение «…говоря им», которое означает, что коэны всего лишь произнесут что-то, помолятся о чем-то, и не более.

Тема первого благословения — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — благо для тела. Это просьба о том, чтобы Б-г даровал евреям блага этого мира: «сыновей, жизнь и пропитание», — и затем позаботился бы о том, чтобы эти блага не уменьшились. Ведь всегда, когда человек получает что-то сверх положенного, подарок необходимо беречь, иначе он пропадет. Кроме того, колена Израиля именно в этот момент нуждались в материальном благословении и защите, поскольку готовились к войне с семью народами, населявшими Землю Израиля!

Поскольку этот стих говорит лишь о материальных телесных благах, он содержит, кроме Имени Б-га, всего два слова: «благословит тебя» и «охранит тебя». И эти два обещания — благословения и охраны — расположены именно в этом порядке не случайно. Ведь слова «благословит тебя» означают богатство и вообще дополнительные материальные блага, а поскольку часто бывает, что «богатство хранится для его хозяев к злу», Б-г добавляет, что в данном случае это будет не так и получатель благословения будет защищен от всякого зла.

Второй стих обещает евреям благословения, относящиеся к духовности, то есть, знания и мудрость. Выражение «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» означает, что души сыновей Израиля будут озарены светом разума, как в стихе «…В свете Твоем узрим свет». И слово «облагодетельствует» в этом стихе следует понимать не как прощение, а как милость, проявленную через подарок. Другими словами, обретенная евреями мудрость будет благодеянием, которым Б-г одаривает Своих рабов, как в стихе «Б-г облагодетельствует нас (то есть: одарит нас) и благословит нас, озарит нас лицом Своим навсегда». И таким же образом следует разъяснить стих «И помилую того, кого захочу помиловать», то есть: «Я одарю того, кого Я захочу одарить».

Между прочим, поскольку к душе, которую Б-г одаривает мудростью и знанием, относится именно это выражение — «подарок, данный из милости», мудрецы постановили, что в молитве мы должны говорить: «Ты даруешь человеку знание».

Так как этот второй стих говорит о благах, которые получает душа, он содержит, кроме Имени Б-га, уже четыре слова: «озарит светом» (на Святом языке это — одно слово), «Своим лицом» (тоже одно слово), «тебя», «и помилует тебя» (это тоже одно слово). Кроме того, эти слова прямо связаны с текстом предыдущего благословения. Там сказано, что Б-г будет охранять тебя, а ведь настоящая охрана состоит в неотрывном внимании к охраняемому. Это и содержится в словах «Озарит тебя Г-сподь светом Своего лица!» — другими словами: «Царь Живой никогда не отвратит от тебя Своего лица».

Третий стих содержит, кроме Имени Б-га, еще шесть слов: «обратит», «Свое лицо», «к тебе», «и дарует», «тебе», «мир». Этот стих объединяет в себе оба значения слова «мир»: материальное и духовное, — а поэтому и слов в нем столько же, сколько в двух первых стихах вместе. Стих говорит о том, что Б-г станет заботиться о человеке в обоих его проявлениях — телесном и душевном, ведя его к достижению главной жизненной цели. Это и есть «обращение лица», противоположное «сокрытию лица». Ведь постоянное участие Б-га в жизни человека — это высшее благо, которого могут достичь в этом мире и тело, и душа. Говоря о награде за исполнение заповедей, Б-г обещает: «И обращусь Я к вам», — а говоря о наказании: «И отведу Я глаза от вас».

Обещание «…И дарует тебе мир» — это всеобъемлющее благо, включающее и отсутствие ссор среди евреев, и отсутствие политических разногласий, и долголетие, и телесную гармонию и равновесие всех телесных жидкостей. Кроме того, оно подразумевает и жизнь Будущего мира, как в стихе «Придет мир, и упокоятся на своих ложах».

Итак, в этих трех коротких стихах содержатся все возможные блага, «ничто не забыто»…

Коэны в этом стихе не благословляют народ сами. Они лишь молятся о даровании благословения, а настоящим источником всех благословений является только Б-г. Поэтому, приведя формулировки благословений, Тора завершает отрывок словами: «И возложат они Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю их». Другими словами, коэны должны только произнести определенные фразы, только помолиться. Они должны связать Мое истинное Имя с сыновьями Израиля, то есть, упомянуть его в молитве о них, и тогда Я дарую им истинное благословение, то есть, благо Свыше. Только в Моей власти даровать его, но не в их.

Вот каково, на мой [р. дона Ицхак Абарбанеля — прим.ред.] взгляд, верное объяснение смысла этих благословений.

Законы благословения коэнов [↑]

Ниже представлены законы благословения коэнов, приведенные в кодексе еврейских законов Кицур Шульхан Арух.

1. Заповедь Торы требует от коэнов благословлять народ, как сказано: «Так благословляйте сынов Израиля…». И каждый коэн, в котором нет никакого недостатка, запрещающего благословлять народ, и который тем не менее не выходит для благословения, нарушает требующую заповедь Торы.

И коэн нарушает эту заповедь только тогда, когда его вызывают, а он не идет, как сказано: «Скажи им…» — а [переводчик Торы на арамейский] Онкелос переводит эту фразу так: «Да будет сказано им…» (и см. ниже, параграф 8).

И в наших странах принято, что обряд «вознесения рук» проводится только в Йом Тов (праздник), поскольку в этот день все чувствуют радость праздника, и в Йом Киппур, когда люди чувствуют радость прощения грехов, и сказано: «Радостный будет благословен». В остальные же дни года люди не испытывают такой радости, даже в Шаббаты, когда они погружены в размышления о пропитании и об оставленной на сегодня работе. И даже в Йом Тов делают вознесение рук только в дополнительную молитву Мусаф, чтобы сразу после благословения выйти из синагоги и погрузиться в радость праздника.

[А в Земле Израиля вознесение рук делают каждый день в утренней молитве, а также в дополнительной молитве Мусаф и в дневную молитву Минха общественного поста].

Еще принято в наших странах, чтобы в Йом Тов, который выпал на Шаббат, не делать вознесения рук; однако в Йом Киппур, даже если он выпал на Шаббат, вознесение рук делают. В некоторых же местах принято вызывать коэнов для благословения в любой Йом Тов, даже если он выпал на Шаббат; и это более правильно.

2. Вознесение рук делается только в присутствии десяти человек, в число которых входят и сами коэны, поскольку благословение относится и к ним самим, как сказано: «…и Я благословлю их».

3. Перед тем, как благословить народ, коэн не должен пить ни вина, ни какого-либо другого опьяняющего напитка [однако, если коэн выпил ревиит вина, ему нельзя благословлять народ; если же он пил другой опьяняющий напиток, ему разрешается благословлять народ, если он не пьян].

Если же коэн — человек слабый и хочет поесть немного «хлеба с начинкой» перед Мусафом, пусть выслушает Киддуш, произнесенный кем-либо другим.

4. Перед тем, как выйти благословлять народ, коэн обязан омыть руки до запястья, то есть до того места, где кисть соединяется с предплечьем, так же, как коэн освящали свои руки в Храме перед жертвоприношением, как сказано: «Вознесите руки свои освященные и благословите Б-га».

И мудрецы сомневаются, следует произносить благословение на это омовение рук или же не следует, раз он уже произнес благословение на омовение рук, вставши утром с постели; и, как всегда при сомнении, принято не произносить этого благословения.

И если до этого омовения рук коэн дотрагивался до какого-либо грязного места, правильно было бы произнести благословение на омовение рук — но этого не делают, поскольку не принято.

И подобает всякому коэну, трепещущему перед Небесами, тщательно следить за сохранением чистоты рук после утреннего нетилат ядаим — омовения рук, чтобы они не коснулись никакого грязного места и не нужно было произносить благословение на омовение рук вторично.

5. Когда коэн омывает руки, полить ему на руки, помогая ему, должен левит, как сказано: «И также братьев твоих, колено Леви (…) приблизь к себе, и будут они вместе с тобой и будут служить тебе».

Если же левита нет, пусть это сделает первенец матери, поскольку левиты получили свою святость от таких первенцев. Если же и первенца нет, лучше, чтобы коэн сам полил себе на руки, чем чтобы это сделал простой еврей.

Если руки того левита или первенца, которые будут поливать на руки коэну, нечисты, им следует сначала омыть собственные руки.

6. Запрещено выходить для благословения народа в ботинках. И снять ботинки следует перед омыванием рук. Если он снимает ботинки, не касаясь их руками — то после омовения рук.

И лучше проследить за тем, чтобы эти ботинки были спрятаны под скамьями, а не торчали бы на виду у всех — из-за уважения к собравшимся.

7. Когда хазан (ведущий молитву) начинает семнадцатое благословение «Шмонэ Эсрэ», «Отнесись благосклонно…», все коэны должны покинуть свои места и начать выходить для благословения народа; поэтому им следует сделать нетилат ядаим (омовение рук) заранее, чтобы, когда хазан начнет благословение «Отнесись благосклонно…», они могли оставить свои места и выйти для благословения с уже освященными для благословения руками.

Если же они не начали выходить вовремя, можно сделать это в любом месте до конца благословения «Отнесись благосклонно…».

Если же они не омыли рук вовремя, а сделали это, когда хазан уже начал благословение — это также годится (при условии, что они начнут выходить, когда хазан начнет «Отнесись благосклонно..», а руки омоют рядом с возвышением (то есть по дороге к нему).

8. Когда коэны поднимаются на возвышение, они встают так, что лица их оказываются обращенными к ковчегу, расположенному на востоке, произносят «Модим де-Рабанан» (18-е благословение в «Шмонэ Эсрэ») вместе с общиной, а после этого произносят:

«Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш, чтобы было то благословение, которым Ты повелел нам благословлять народ Твой, Израиль, благословением беспорочным, и чтобы не было в нем никакого препятствия и греха навсегда». [↑]

(Однако, «Шульхан Арух» слова «никакого» не приводит).

И этот текст они произносят с таким расчетом, чтобы, когда они закончат, хазан завершал благословение «Отнесись благосклонно…» словами: «…и Тебя подобает благодарить», чтобы произнесенный общиной «амен» относился также и к этой молитве (И также коэны должны ответить «амен»).

Хазан говорит: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови нас…», шепотом, а слово «Коаним!» произносит в полный голос, — этим словом он вызывает коэнов благословить народ, — и снова шепотом продолжает: «народ Твой святой, как сказано…». И после того, как хазан вызвал коэнов, они начинают все вместе произносить благословение.

(У некоторых принято, что хазан не произносит отрывка «Б-г наш и Б-г отцов наших…» (а произносят его только коэны. В Земле Израиля у некоторых принято, что коэнов вызывает один из общины, а не хазан, и отрывка: «Б-г наш и Б-г отцов наших…» также не произносят).

А Мишна Брура пишет, что у нас принято, что этот отрывок читает хазан.)

Коэны произносят благословение:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас святостью Аарона» — на этих словах они поворачиваются лицом к народу и завершают благословение: «и повелевший нам благословлять народ Израиля любовью».

И вся община отвечает: «Амен!», однако сам хазан не отвечает «Амен!», поскольку это было бы перерывом в его молитве.

Слово «любовью» произносится для того, чтобы подчеркнуть, что если коэн ненавидит эту общину или если община ненавидит этого коэна, то он не имеет права благословлять народ. И если в этом случае он решит все же выйти благословлять народ, для него это смертельно опасно; поэтому ему следует покинуть синагогу.

Если в синагоге есть только один коэн, хазан не произносит громко слово: «Коаним», а коэн должен повернуться к народу самостоятельно.

9. Коэны поднимают руки на уровень плеч, простирают их вперед и разделяют на них пальцы таким образом, чтобы между пальцами оказалось пять одинаковых промежутков: между двумя группами из двух сложенных пальцев — один промежуток, и такой же промежуток между группой из двух сложенных пальцев и большим пальцем, и то же самое для второй руки — всего четыре промежутка, и такой же промежуток между двумя большими пальцами — всего получается пять промежутков.

И намек на это мудрецы наши благословенной памяти находят в одном из стихов «Песни Песней» — «…Заглядывает через окно».

И нужно очень внимательно следить за тем, чтобы кончики больших пальцев не касались один другого, чтобы «окно», о котором идет речь в вышеупомянутом стихе, не оказалось испорченным.

(В Мишна Брура же написано: «Необходимо следить, чтобы правый большой палец лежал на левом, чтобы они не разошлись». Но «Кицур Шульхан Арух» следует за мнением «Хайей Адам» и «Элиягу Раба».)

И следует поднять правую руку чуть выше левой, и правый большой палец должен располагаться над левым. И простирают руки так, чтобы ладони были направлены к земле, а тыльные стороны кистей — к Небесам.

10. Когда коэны благословляют народ, они не должны ни на что смотреть и ни на что отвлекаться, а должны смотреть вниз, как во время молитвы, а народ должен внимательно слушать произносимое ими благословение, и лица народа должны быть повернуты к лицам коэнов, но не следует смотреть на них (и вообще никуда не следует смотреть долго, чтобы не отвлечься).

И также сами коэны не должны смотреть на свои руки. И принято, чтобы коэны накрывались талитами, а их руки высовывались из-под талитов наружу (И написано в Мишна Брура, что этот обычай правильный. А в некоторых местах принято, Чтобы и руки коэнов оставались под талитом (и так делают в Земле Израиля).

И также молящиеся накрываются талитами, чтобы не видеть коэнов.

11. На тех евреев, которые стоят позади коэнов, благословение коэнов не распространяется, кроме как в случае, когда они не могут встать в другом месте. Но на тех, кто стоит по сторонам от коэнов спереди, благословение распространяется (и даже если они стоят точно по сторонам; только они должны повернуть свои лица в сторону коэнов.).

А в тех синагогах, где ковчег выступает из стены, те люди, что стоят у восточной стены синагоги и оказываются по сторонам коэнов сзади от них, должны отойти от стены и подойти так, чтобы оказаться по крайней мере точно в стороне от коэнов перед ними. Если же им некуда отойти, то считается, что они вынуждены стоять там, где стоят, и благословение на них распространяется.

12. Хазан зачитывает коэнам текст благословения слово за словом, а они произносят за ним каждое слово, пока не завершат первый стих, и тогда община отвечает «амен»; и так же поступают после второго и после третьего стихов.

Хазан не должен произносить слова благословения коэнов наизусть, а должен читать их по сидуру (молитвеннику), чтобы не запутаться. И он также может отвечать «амен» после завершения каждого стиха (т.к. он молится по сидуру), и это не будет считаться перерывом в его молитве, поскольку все это — часть молитвы.

Вот слова, произнося которые, коэны поворачиваются на юг и на север: «Пусть благословит тебя», «И охранит тебя», «Тебя», «И окажет тебе милость», «К тебе», «Тебя» — поскольку в этих словах содержится указание на тех, к кому обращено благословение, коэны, произнося их, также поворачиваются в стороны, чтобы благословить всех. И так же они поворачиваются на слове: «Мир», поскольку им завершаются все благословения.

Пока коэны выпевают последние слова каждого стиха, то есть слова: «И охранит тебя», «И окажет тебе милость» и «Мир», община произносит отрывок: «Властелин мира…»

(Это делают только вне Земли Израиля (а в мире принято произносить этот отрывок также во второй Йом Тов, но начинают его не с начала, а со слов: «Да будет воля…»). А в Земле Израиля этот отрывок произносит только тот, кто видел плохой сон предыдущей ночью.).

Тот, кто зачитывает коэнам слова благословения, даже если это не хазан, не должен произносить: «Властелин мира…», чтобы не сбиться; если же он хазан, он тем более не должен этого произносить, поскольку это будет перерывом в его молитве.

А коэны должны петь слова благословений на одну определенную мелодию, чтобы не сбиваться.

13. Когда коэны произносят слова благословений, общине не следует произносить никаких стихов, а только внимательно слушать слова, произносимые коэнами, поскольку разве можно представить себе раба, которого благословляют, а он слушает невнимательно или вообще не слушает? А если община произносит стихи, она не может внимательно слушать слова благословений.

Но в некоторых общинах принято произносить определенные стихи; и следует проследить, чтобы стихи произносились только тогда, когда хазан или коэны поют мелодию без слов, а не тогда, когда они произносят слова.

(Но лучше не произносить никаких стихов вовсе. Тот же, кто произносит их, пусть делает это, когда хазан зачитывает коэнам слова благословений. Некоторые же считают, что и этого делать не следует. И а-Гра (Виленский гаон) ввел обычай не произносить стихов.

14. После этого хазан начинает последнее благословение «Шмонэ Эсрэ», «Даруй мир…», и тогда коэны оборачиваются снова к ковчегу, расположенному на востоке, и произносят: «Властелин всех миров…», и растягивают эту молитву с таким расчетом, чтобы закончить ее одновременно с хазаном, произносящим: «…благословляющий народ Свой, Израиль, миром!», чтобы собравшиеся ответили «Амен!» также и на их молитву (и также коhены могут ответить «амен» на благословение, произнесенное хазаном.).

Если же они не могут так растянуть эту молитву, пусть добавят в нее еще отрывок: «Силен в высотах…».

В Рош аШана и Йом Кипур, когда поют: «Сегодня дай нам мужества» и т.д., коэнам следует начинать «Властелин всех миров…» только ближе к концу, чтобы завершить свою молитву одновременно с хазаном.

15. Коэны не имеют права начать благословение на заповедь: «…освятивший нас святостью Аарона…», пока не отзвучит полностью произнесенное хазаном слово: «Коаним!». И хазан не имеет права произнести начальное слово первого благословения, «Пусть благословит», пока вся община не закончит отвечать на вышеупомянутое благословение на заповедь «Амен!» (в Мишна Брура сказано: «…пока большая часть общины…»).

И также, когда община отвечает «амен» на первое, второе и третье благословения, хазан не должен начинать соответственно второго и третьего благословения, а также последнего благословения «Шмонэ Эсрэ», «Даруй мир…», пока вся община не ответит «амен» (в Мишна Брура сказано: «…пока большая часть общины…»).

И коэны не имеют права отвернуться снова в сторону ковчега, пока хазан не начнет благословение: «Даруй мир…»; они также не имеют права изменить положение пальцев, пока не отвернутся от общины; и они не имеют права сойти с возвышения, стоя на котором, они благословляли народ, пока община не ответит «амен» на произнесенное хазаном последнее благословение «Шмонэ Эсрэ»: «…благословляющий миром народ Свой, Израиль!»

(А сейчас, когда принято благодарить их, когда они спускаются с возвышения, правильно было бы, чтобы они спускались только после Кадиша, чтобы община могла спокойно ответить на него).

16. Когда коэны поворачиваются, как перед благословением, так и после него, им следует поворачиваться только через правое плечо. Поэтому перед благословением, когда они стоят лицами на восток, они должны повернуться на юг, а после этого на запад; а после благословения, когда они поворачиваются снова на восток, пусть поворачиваются через север.

Когда же они спускаются с возвышения, их лица должны быть чуть-чуть повернуты в сторону ковчега, и они должны отступать назад, как ученик, покидающий своего учителя.

Когда они надевают ботинки, не следует касаться их; если же они коснулись ботинок, они должны омыть руки.

17. Стараются устроить так, чтобы хазан не был коэном.

Если же он коэн, ему не следует выходить для благословения народа, а также зачитывать перед коэнами слова благословений, а необходимо, чтобы рядом с ним стоял еще кто-то, кто вызовет коэнов, сказав: «Коаним!», а также будет зачитывать им слова благословений: «Пусть благословит тебя» и т.д. А хазан должен будет молча стоять, пока не придет время начать: «Даруй мир…». и он не нарушает заповеди тем, что не выходит благословлять народ, хотя коэнов и вызывали, поскольку вызывают только тех коэнов, которые не заняты молитвой и начали выходить к возвышению, когда хазан начал «Отнесись благосклонно…». если же нет никакого другого коэна, кроме хазана, тогда, чтобы все же выполнить заповедь Торы о вознесении рук, следует ему выйти благословить народ, и при этом он полагается на то, что руки его чисты после утреннего нетилат ядаим.

( есть места, где принято, чтобы хазан всегда выходил благословлять народ, и в этих местах, возможно, не следует отменять этот обычай (только в том случае, если хазан уверен, что он не запутается в молитве и сможет продолжить дальше: «Даруй мир…», то есть в случае, если он молится по сидуру).

Что ему следует сделать? Он чуть-чуть переступает ногами, начиная «Отнесись благосклонно…», и произносит это благословение целиком, до слов: «…и Тебя подобает благодарить»; после этого кто-нибудь другой произносит: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови…».

А хазан выходит на возвышение, и тот, кто произносил: «Б-г наш и Б-г отцов наших…», зачитывает ему благословение коэнов слово за словом, после чего хазан продолжает читать: «Даруй мир…», не произнося: «Властелин всех миров…»,пока не произнесет Кадиш.

Если же он не переступил ногами, начав: «Отнесись благосклонно…», он не имеет права выходить благословлять народ.

(Некоторые говорят, что не следует другому человеку произносить: «Б-г наш и Б-г отцов наших…». Хазан же не произносит этого отрывка независимо от того, выходит он для благословения народа или нет).

18. Если вся община состоит из коэнов, то, если их ровно десять человек, они все входят благословлять народ. Кого же они благословляют? Своих братьев, находящихся вне синагоги.

Кто же отвечает на их благословения «амен»? Женщины и дети.

Даже если женщин и детей нет и никто не ответит «амен», это не мешает им благословить народ.

Если же их больше десяти человек, то десятеро должны остаться в зале и отвечать «амен», остальные же пусть поднимутся благословить народ.

19. Если коэн уже участвовал в обряде вознесения рук, а после этого пришел в другую синагогу, то, если он хочет, он может и там выйти для благословения народа; если же он не хочет, то, даже когда он слышит, как вызываю коэнов, говоря: «Коаним!», он не обязан подниматься а возвышение, потому что один раз сегодня уже поднимался.

20. Если лицо коэна чем-то изуродовано, то в наших странах, где принято, чтобы коэны в момент благословения назывались талитами, этот коэн имеет право возносить руки.

Если же у коэна изуродованы руки, например, покрыты язвами или точками другого цвета, или искривлены, или он не может правильно разделить пальцы — во всех этих случаях он не должен участвовать в вознесении рук, поскольку люди будут смотреть на него и отвлекаться.

Если же жители города привыкли к нему, то есть он провел в городе по меньшей мере тридцать дней и на него уже насмотрелись, тогда он имеет право участвовать в вознесении рук.

Если руки коэна окрашены, он не должен благословлять народ, потому что все будут смотреть на его руки (В тех же местах, где благословляющие народ коэны накрывают талитами и руки, этот коэн имеет право благословлять народ.).

Если большая часть города занимается тем же ремеслом, что и этот коэн, то он может участвовать в вознесении рук.

Если коэн не умеет правильно произносить звуки и читает «ш» как «с», он не имеет права благословлять народ, кроме как в случае, когда в данной местности все так говорят. И каждый коэн, который не имеет права возносить руки, должен выйти из синагоги перед тем, как хазан начнет: «Отнесись благосклонно…», и войти, когда благословение коэнов будет завершено.

(Некоторые спорят с этим, мотивируя тем, что все знают, что данный коэн не имеет права благословлять народ. Но, возможно, все же лучше ему выйти).

21. Если коэн совершил преднамеренное убийство, то, даже если он раскаялся, он не имеет права благословлять народ. Если же он убил человека случайно и раскаялся, он может благословлять народ.

И также коэн, оставивший веру, а позже раскаявшийся, имеет право благословлять народ.

Если коэн женился на разведенной женщине или на женщине, сделавшей обряд «халица», или если он осквернился прикосновением к мертвому телу, что для коэнов запрещено (им. ввиду нарочно; если же он прикоснулся к мертвому телу один раз просто потому, что не старался сознательно этого избежать — вопрос нуждается в дополнительном изучении) — такой коэн не должен благословлять народ, пока не обратится к мудрецу, который не объяснит ему, что нужно сделать, чтобы раскаяться.

Другие же преступления не мешают коэну благословлять народ (однако, нарушающий Шаббат публично — приравнивается к гою).

Сын коэна и запрещенной ему женщины («оскверненный коэн») не имеет права благословлять народ.

22. Коэн в первый день своего траура не имеет права участвовать в вознесении рук. И соблюдающий двенадцать месяцев траура по отцу и по матери, или тридцать дней по остальным родственникам, также не участвует в вознесении рук и должен выйти из синагоги перед тем, как хазан начнет: «Отнесись благосклонно…», а вернуться, когда благословение коэнов будет завершено.

Если же в синагоге нет двух других коэнов, разрешается участвовать в вознесении рук коэну, соблюдающему двенадцать месяцев траура по отцу или матери или тридцать дней по остальным родственникам. Однако соблюдающий первые семи дней траура, например, похоронивший своего мертвого во время праздника, даже если в синагоге нет двух других коэнов, не участвует в вознесении рук.

(В Земле Израиля принято, что коэн участвует в вознесении рук, когда закончились семь дней его траура. Относительно вознесения рук в первые семь дней траура см. книги обычаев Земли Израиля).

Массовое благословение коэнов в наши дни [↑]

Сейчас массовое благословение коэнов у Стены Плача стало доброй традицией. Ежегодно в дни праздников Песах и Суккот (как правило, на 3-й день праздника), тысячи представителей древнего рода коэнов, храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Как правило, свидетелями этой церемонии являются около пятидесяти тысяч человек, которые устремляются в Иерусалим со всех концов Израиля. На сегодняшний момент, благословение коэнов считается самым крупным еврейским Б-гослужением, представляя собой прообраз службы, которая велась в первом и втором иерусалимских Храмах.

Не все знают, что первопричиной этого массового и завораживающего зрелища стала… военная кампания. На протяжении нескольких лет, начиная с 1969 года, египетская артиллерия, раздосадованная поражением в Шестидневной войне, обстреливала израильский берег. Периодически гибли люди, армейские структуры были вынуждено держать начеку большое количество резервистов, что постепенно истощало финансовые ресурсы молодого государства. Недаром та, необъявленная война, получила название Войны на истощение.

В те непростые дни иерусалимский раввин Менахем-Мендель Гефнер изучал мидраш, древние комментарии к книге Теиллим (Псалмов): «С того дня, как был разрушен Храм, что ни день, то очередное проклятие», — прочел он.

Однако следующая строчка настроила Гефнера на оптимистический лад: «Сказал рав Аха: за чей счет нам удается выстоять? За счет коэнов».

Раввин Гефнер, человек ученый, продолжил ассоциативную цепочку. На память ему пришла цитата из Вавилонского Талмуда. В трактате «Хулин» сказано, что слова благословения, произнесенные коэнами, получают одобрение Всевышнего.

Энциклопедически подкованный иерусалимец пришел к мысли, что массовый обряд благословения, совершенный потомками Аарона, поможет еврейскому народу выстоять в очередной войне.

Сколько? Где? Когда? [↑]

Гефнер рассказал о своей идее друзьям, а они, в свою очередь, напомнили ему несколько исторических фактов, убедивших раввина в правильности своих идей. В книге «Диврей а-ямим» рассказывается о похожей церемонии, которая состоялась в дни правления царя Хизкиягу: «И встали коэны и левиты, и благословили народ. И услышен был голос их, и взошла молитва их в святую Его обитель на небесах».

Позднее, в эпоху гаонов, духовный лидер еврейского народа рав Ай Гаон инициировал шествие коэнов вокруг Масличиной горы. Он считал, что такая церемония могла поспособствовать приходу Машиаха.

Похожее мнение встречается и в книге средневекового каббалиста раби Эльазара Рокеаха из Вормса. Раби Эльазар упоминает конкретное число участников церемонии: «Если бы 300 коэнов пришли к Масличной горе и произнесли благословение, пришел бы Машиах».

После беседы с друзьями раввин Менахем-Мендель Гефнер окончательно убедился в верности своих идей. Нерешенным остался последний вопрос, географический: где именно следует собрать потомков Аарона? У Стены Плача, как во времена Хизкиягу, или у Масличной горы?

Идея провести массовое благословение у склона Масличной горы отпала сама собой. Изучив местность, Гефнер пришел к выводу, что могилы, которыми буквально усеяна гора, делают нахождение коэнов на близлежащей территории затруднительным. Ведь, как известно, им запрещено посещать кладбища. Кроме того, в эпоху рава Ай Гаона Стена Плача находилась в плачевном состоянии — она была погребена под грудами мусора практически целиком. Раввин Гефнер справедливо предположил, что именно за неимением доступа к Стене Плача рав Ай Гаон выбрал для проведения церемонии Масличную гору.

Ид аль-Гефнер [↑]

Итак, место выбрано. Дело за малым — назначить день, в который будет совершено массовое благословение, а также заручиться согласием 300 коэнов.

Вторник, третий день еврейской недели, которая традиционно начинается с воскресенья, издавна считался благоприятным для различного рода начинаний днем. Причиной тому служит предложение «И видел Б-г, что хорошо», которое дважды упоминается в описании третьего дня Творения.

На дворе стоял 5731 (1971) год. В тот год 3-е кислева выпадало на вторник. Третий день третьего месяца в третий день недели — идеальная дата для столь важного мероприятия, как благословение коэнов. С их количеством, как вскоре выяснилось, проблем не было: многочисленные раввины, главы ешив и лидеры хасидских дворов с восторгом встретили инициативу Гефнера и сообщили о ней знакомым коэнам.

Рано утром, 3-го кислева, площадь перед Стеной Плача заполонили люди в белых талитах. Арабы недоуменно взирали на религиозных евреев, колоннами двигающихся в Старый город. По обрывкам фраз, доносившихся тут и там, они решили, что сегодня отмечается какой-то новый праздник, «Ид аль-Гефнер», «Праздник Гефнера»…

Церемония благословения коэнов произвела огромнейшее впечатление на присутствующих. Люди плакали от радости, вспоминая древние пророчества о возвращении евреев в Эрец-Исраэль и сопутствующее ему духовное возрождение.

Постепенно сформировался своеобразный график благословения коэнов. Дважды в год, во второй день «холь а-моэд» — полупраздничных дней праздников Песах и Суккот, молящиеся у Стены Плача становятся свидетелями этой торжественной и одновременно трогательной церемонии. Когда коэны закутываются в талиты и поворачиваются лицом к молящимся, кажется, что их слова отзываются эхом не только в Иерусалиме, но и во всем мире: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Выводить материалы

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Как офицер Советской Армии должен был произносить благословение коэнов — босиком или в сапогах?

Рав Яков Шуб

Недавно узнал, что нет требования снимать высокую обувь...

Во время церемонии выкупа первенца

Реувен Цукерман

Церемония выкупа первенца заканчивается специальным коэнским благословением. На фотографии рав Авраам Коэн во время церемонии выкупа первенца.