Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о благословении коэнов. Хотя в нем только 60 букв, многочисленные комментарии на различных уровнях интерпретации были написаны нему. Можем ли мы понять хотя бы общую структуру этого благословения?

Ответ:

Как обычно мы будем кратки, касаясь лишь самых фундаментальных понятий. Мы сначала обсудим общий порядок благословения, и затем некоторые из понятий подсказанных самими буквами. В благословении коэнов есть три стиха, и каждый содержит два благословения. Таким образом, всего есть шесть общих благословений: «Йеварехеха» — пусть Всевышний благословит тебя; «Вейишмереха» — и предохранит тебя; «Йаэр» — пусть Он будет благосклонен к тебе; «Вихунека» — и помилует тебя; «Йиса» — пусть Всевышний будет благоволить к тебе; «Шалом» — и даст тебе мир. Они соответствуют Сфирам[1] от Хесед до Йесод. Благословение коэнов заканчивается словами: «Они благословят они детей Израиля Моим Именем, а Я благословлю их». Это утверждение соответствует Сфире Малхут.

Таким образом, шесть благословений коэнов вместе с последним предложением соответствуют семи нижним Сфирам. Во многих наших молитвах мы просим различными способами об этих же благословениях. Например, мы упоминаем те же самые благословения в последнем благословении Шмоне Эсре. Мы просим Шалом, Това, Браха[2], Хэн, Хесед и Рахамим. Мы также просим те же самые брахот в молитве Яале Веяво, которую произносят в Рош Ходеш и праздники: Захрэну Летова (Това), Уфакдэну Ливраха (Браха), Веhошиэну Лехаим (Хаим), Хус (Хесед), Ханэну (Хэн), Рахэм Алэну (Рахамим).

Эти благословения также упомянуты другим образом в четвертой главе Сефер Йециры (книги Создания), как: Хохма (Мудрость); Хаим (Жизнь); Ошер (Богатство); Мемшала (Власть); Зера (Семя, Дети) и Шалом (Мир). Они соответствуют тем буквам нашего алфавита, которые принимают «слабый дагеш[3]». Таким образом, мы имеем следующее соответствие[4]:

Благословение коэнов :

Последнее благословение Шмоне Эсре:

Сфира:

Благословение в Сефер Йецира:

Йеварехеха

Браха (благословение)

Хесед

Хохма (Мудрость)

Вейишмереха

Хесед (доброта)

Нецах

Хаим (Жизнь)

Йаэр

Това (блага)

Гевура

Ошер (Богатство)

Вихунека

Хэн (милосердие)

Ход

Мемшала (Власть)

Йиса

Рахамим (милость)

Тиферет

Зэра (Дети)

Шалом

Шалом (мир)

Йесод

Шалом (Мир)

Таким образом, первый стих благословения коэнов соответствует «правой» стороне Управления (Сфирам Хесед и Нецах), второй — соответствует левой стороне (Гевура и Ход), и третье — к середине (Тиферет и Йесод). Действительно, Зоар Хадаш (к этой главе) упоминает, что коэн должен повернуться направо, произнося конец первого стиха, и налево произнося второй стих. Когда упоминают благословение коэнов при повторении Шмоне Эсре, у многих обычай отвечать: «за заслуги нашего праотца Авраама» на первое благословении, «за заслуги нашего праотца Ицхака» на второе, и «за заслуги нашего праотца Якова» на третье[5]. Это тоже вполне соответствует тому, что мы описали, ведь Авраам — справа, Йицхак — слева, а Яков — посередине[6].

Общее количество букв в благословении коэнов — 60[7]. Мудрецы Каббалы[8] пишут, что эти буквы соответствуют «расширениям[9]» букв нашего алфавита. 22 буквы алфавита «расширяются» превращаясь в последовательность из шестидесяти букв. Есть три Имени Всевышнего в благословении коэнов, по одному в каждом стихе. Вместе с тремя Именами, содержащими 12 букв, есть 72[10] буквы. Это соответствует оставшимся пяти буквам алфавита, которые пишутся по-другому в конце слов («Мем», «Нун», «Цади», «Пэй» и «Хаф»). Они расширяются в 12 букв. Вообще, из этих трех Имен Всевышнего выходит 12 буквенное мистическое Имя[11]. Оно хранилось в секрете, и только некоторые коэны знали его и тихо произносили при благословении в Святом Храме[12]. Другое мистическое Имя, которое происходит из благословения коэнов , называют 22 буквенным Именем[13].

В нашем давнем изгнании, обычай ашкеназских евреев, произносить благословение коэнов только по праздникам. Разные причины предлагались, чтобы объяснить этот обычай, но ни одна из них не удовлетворяет полностью. Многие большие раввины хотели изменить этот обычай и начать произносить это благословение каждый день в своих синагогах. Однако, им это не удалось[14]. Кажется, что по каким-то скрытым причинам Всевышний не хотел посылать нам Свое полное благословение каждый день в нашем долгом изгнании[15]. Однако на земле Израиля это благословение произносят каждый день, как и следует делать по закону Талмуда[16]. И мы будем ждать быстрого избавления, когда мы возвратимся на нашу землю, и будем получать Б-жественные благословения в изобилии каждый день.


[1] Для дальнейшего обсуждения о Сфирот, см. наши комментарии к главам Хае Сара и Деварим.

[2] В Сефардском нусахе, упоминается также «Хаим» (жизнь). Таким образом согласно Сефардскому нусаху, все семь Сфир упомянуты в этом благословении, в то время как согласно Ашкеназскому нусаху, только шесть, соответствуя самому благословению коэнов.

[3] Эти буквы произносятся по-разному в зависимости от того, имеют ли они точку (дагеш) или нет, например «Бейт», «Вейт» и т.д. Однако сегодня только Йеменские евреи умеют произносить Гимель и Далет по-другому, когда дагеш присутствует. Однако, что ГР"А (в комментарии к Тикуне Зоар) пишет, что произношение букв не должно быть отличным из-за дагеша.

[4] См. ГР"А к Сефер Йецире 4:4 и его комментарию к Яале Веяво.

[5] См. Каф Ахаим 127:20, см. также комментарии Тура и Ракеаха к Бемидбар 6:24—26.

[6] См. наши слова к главе Ваера.

[7] 15 в первом стихе, 20 — во втором и 25 в третьем. Первый стих содержит три слова, второй — пять, а третий — семь.

[8] ГР"А в Адерет Элияу, глава Насо.

[9] Известно, что «названия» букв нашего алфавита не произвольны, но содержат информацию о самих буквах. Первая буква не «А», а «Алеф» — ее название содержит три буквы, «Алеф» — «Ламед» — «Фэй». Таким образом, каждая буква может быть «расширена» выписыванием букв ее названия. Точно так же есть расширения расширений. В этом случае, Алеф расширяется: «Алеф» — «Ламед» — «Фэй» — «Ламед» — «Мэм» — «Далет» — «Фэй» — «Йуд». В некоторых случаях, одна буква может быть расширена разными способами, например «Фэй» может быть расширена как «Фэй» — «Йуд» или «Фэй» — «Алеф» или «Фэй» — «hэй». Все эти правила содержат много информации, многие из медитаций Аризаля основаны на различных расширениях Имен Творца.

[10] Относительно значения числа 72, см. наши слова к главе Ноах.

[11] См. ГР"А к Тикуне Зоар, конец четвертого тикуна относительно различных Имен, включая 12-буквенное и 22-буквенное Имя. См. также наши слова к главе Ваера.

[12] См. Талмуд, Кидушин 71а.

[13] Есть 22 буквы в словах Йеварехеха, Вейишмереха, Йаэр, Вихунека, Йиса. Буквы переставляются различными путями и формируют мистические 22-буквенное Имя (см. ГР"А в Яhель Ор, 3:147а). Это Имя также связано с комбинацией 13 букв «Йуд» и девяти букв «Вав» в благословении коэнов.

[14] См. историю в Алийот Элияу, см. также Арух Ашулхан 128:64.

[15] С другой стороны, сефардские евреи произносят это благословение каждый день. Причина может быть в том, что они были сосланы в основном в страны монотеистической религии.

[16] См. также Тшувот Веханхагот 1:130, что можно попросить (или даже нанять), коэнов на Святой Земле, чтобы они имели и нас в виду, когда благословляют людей.

Сделать пожертвование на странице Хесед


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»