Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12

Благословлять детей в субботу — что это за обычай?

2 июня, темы: Благословение коэнов, Суббота, Рав Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Мы с женой были в шабат в гостях в семье у ортодоксальных евреев, и одной из классных штук, которые мы там увидели, было благословение, которое родители давали детям. Расскажите, пожалуйста, что это за обычай и все ли его придерживаются. Роман В.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Роман!

Действительно, благословлять детей в субботу — распространенный еврейский обычай. Он упоминается уже в таких основополагающих книгах, как Диним у-минhагим лэ-холь а-шана раби Йосэфа Омеца — в разделе, рассказывающем об обычаях евреев города Франкфурта (70), Минhагэй Маараль (252), Лэкет Йошар (57). Вы, вероятно, видели, как родители кладут обе руки на голову ребёнка и говорят: «Да уподобит тебя Всевышний Эфраиму и Менаше» (если это мальчик), а затем произносят стихи Торы, в которых содержится Благословение коэнов (Бемидбар 6:22-26). Когда благословляют девочку, произносят: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее», а затем — тоже Благословение коэнов.

Почему, благословляя девочек, упоминают праматерей, понятно — они являются эталоном святости, праведности, благочестия. Но почему в благословении мальчиков упоминают именно Эфраима и Менаше, а не праотцев, сыновей Яакова — родоначальников 12-ти колен Израиля, и не вождей еврейского народа, таких как Моше, Аарон, царь Давид, требует объяснения. И на самом деле объяснений этому много, упомянем одно из них. Сыновья Йосэфа, Эфраим и Менаше, были в своем поколении единственными евреями в Египте — стране особой духовной нечистоты, выражавшейся в идолопоклонстве и крайней степени морального падения, отсутствии приличий и стыда. Тем не менее, они выросли б-гобоязненными, благочестивыми, праведными евреями, воспитали в себе высокую мораль и замечательные человеческие качества.

Почему детей благословляют именно в субботу? Раби Моше Софер в своей книге Хатам Софэр (сборник респонсов, Орах Хаим 23) пишет, что в течение всей недели человек занят вопросами пропитания, а в субботу он пребывает в состоянии покоя, святости, в добром расположении духа. (По этой же причине в странах диаспоры коэны благословляют народ только в праздники).

Следующий вопрос, который требует объяснения: как еврей, который не является коэном, может произносить Благословение коэнов? И, в самом деле, некоторые авторитеты Торы пишут, что благословение родителей должно отличаться от обычного Благословения коэнов. Виленский Гаон полагает, что родители при благословении должны класть на голову ребёнка одну руку, а не две, чтобы подчеркнуть отличие от Благословения коэнов. Раби Моше Софер (комментарий к Торе, глава Насо) пишет, что благословение детей произносят тихо, а коэны благословляют народ громким голосом. Однако в Сидур Яавец приводится, что отец автора, великий Хахам Цви, возлагал обе руки на головы детей. Этот же обычай описывает автор сборника респонсов Даат Софэр (Орах Хаим 14) и объясняет: это не запрещено, поскольку родители просто благословляют детей, не имея намерения «благословить народ», подобно коэнам. Хофец Хаим в Беур Алаха (128) приводит ещё одно объяснение, основанное на сказанном в Иерусалимском Талмуде (Таанит, глава 2): Благословление коэнов произносится только во время молитвы. Один знающий талмудист хотел дать своё объяснение, почему родителям не запрещено произносить Благословение коэнов: родители благословляют детей после выхода звёзд, а коэны благословляют народ только в дневное время. Но с этим можно не согласиться, ведь в канун Йом-Кипура родители тоже благословляют детей, а это — светлое время суток. И те, кто принимает субботу задолго до выхода звёзд, как это часть бывает летом в странах, где темнеет поздно, устраивают субботнюю трапезу засветло и тогда же благословляют детей — до или сразу после субботнего кидуша.

Завершим этот ответ о благословении пожеланиями добра и мира.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Благословение коэнов у Стены Плача – 22 апреля

Толдот Йешурун

У Стены Плача собираются тысячи коэнов, которые благословляют собравшихся на площади евреев...

Почему нельзя смотреть на коэнов?

Рав Бенцион Зильбер

Почему коэны покрываются талитом?


Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше