Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Отныне всякий раз, когда коэны видят собрание народа Израиля, они должны благословлять его, чтобы защитить их от вреда, причиняемого «дурным глазом». Ведь, когда царь Балак нанял Билама проклясть общину Израиля, он хотел как раз этого: Билам должен был сглазить еврейский народ, в чем был большим умельцем. Именно поэтому Балак привел Билама на такое место, откуда тот смог увидеть «весь народ Израиля, стоящий лагерем по своим коленам», как еще будет разъясняться.

Таким образом, заповедь благословения коэнов, полученная Аароном и его сыновьями, была необходима еврейскому народу, стоящему лагерем в строгом порядке, каждый в своем колене и на своем посту.

Возможно, именно поэтому благословение состоит из трех отдельных стихов, в каждом из которых упоминается тайное Имя Б-га. Первый стих — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — говорит о том, что Б-г благословенный охранит колена и «знамена» сынов Израиля, что «хранящий души праведников Его» будет беречь их. Второй стих — «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» — обращается к левитам. Поскольку они разъясняют Израилю Тору и обучают ей: «Сообщат законы Твои Яакову и Тору Твою Израилю», — обращенное к ним благословение говорит об обретенном ими Б-жественном свете, то есть, о знании и мудрости, полученных в подарок от Б-га, «дарующего человеку знание». А коэнам, находящимся в лагере Шехины, посвящен третий стих — «Да обратит Б-г Свое лицо к тебе и дарует тебе мир!» Поскольку они постоянно обращают к Б-гу молитвы о благополучии Израиля, благословение их состоит в том, что молитва коэнов неизменно будет приниматься благожелательно. В этом смысле выражение «обратит лицо» употреблено, например, в стихе «Разве обратит он лицо к вам?» — в смысле: «Разве примет он ваши слова?» А вторая часть стиха — «И дарует тебе мир» — обещает, что среди коэнов никогда не будет споров.

Я уже писал, объясняя стих «И было, когда состарился Ицхак», что само понятие «благословения» имеет множественный смысл. Во-первых, благословение может быть направлено от Б-га к Его творениям, и тогда оно состоит в даровании блага. Когда Тора говорит, что «Б-г благословил Авраама всем», речь идет как раз о таком благословении, о котором сказано: «Б-жье благословение делает богатым». Во-вторых, благословение может быть направлено к Б-гу от Его творений, и тогда суть его — прославление и восхваление. Именно так следует понимать это слово в стихах: «И благословил Давид Б-га», «Буду я благословлять Б-га во всякое время, всегда прославление Его в моих устах» и в других подобных случаях. И, в-третьих, благословение может быть направлено от одних людей к другим. Смысл его — не дарование блага и не прославление, а молитва за благословляемого и просьба о том, чтобы Б-г явил ему милосердие и благословил его. Поэтому наш стих говорит: Обратись к Аарону и его сыновьям, говоря: «Так благословляйте сыновей Израиля, говоря им…» Стих здесь хочет, чтобы Аарон и его сыновья не подумали, что они действительно спускают с Небес настоящее благословение для евреев. Поэтому он совершенно ясно объясняет, что от коэнов требуется только молиться о ниспослании благословения, но не передавать его самим. Стих использует выражение «…говоря им», которое означает, что коэны всего лишь произнесут что-то, помолятся о чем-то, и не более.

Тема первого благословения — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — благо для тела. Это просьба о том, чтобы Б-г даровал евреям блага этого мира: «сыновей, жизнь и пропитание», — и затем позаботился бы о том, чтобы эти блага не уменьшились. Ведь всегда, когда человек получает что-то сверх положенного, подарок необходимо беречь, иначе он пропадет. Кроме того, колена Израиля именно в этот момент нуждались в материальном благословении и защите, поскольку готовились к войне с семью народами, населявшими Землю Израиля!

Поскольку этот стих говорит лишь о материальных телесных благах, он содержит, кроме Имени Б-га, всего два слова: «благословит тебя» и «охранит тебя». И эти два обещания — благословения и охраны — расположены именно в этом порядке не случайно. Ведь слова «благословит тебя» означают богатство и вообще дополнительные материальные блага, а поскольку часто бывает, что «богатство хранится для его хозяев к злу», Б-г добавляет, что в данном случае это будет не так и получатель благословения будет защищен от всякого зла.

Второй стих обещает евреям благословения, относящиеся к духовности, то есть, знания и мудрость. Выражение «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» означает, что души сыновей Израиля будут озарены светом разума, как в стихе «…В свете Твоем узрим свет». И слово «облагодетельствует» в этом стихе следует понимать не как прощение, а как милость, проявленную через подарок. Другими словами, обретенная евреями мудрость будет благодеянием, которым Б-г одаривает Своих рабов, как в стихе «Б-г облагодетельствует нас (то есть: одарит нас) и благословит нас, озарит нас лицом Своим навсегда». И таким же образом следует разъяснить стих «И помилую того, кого захочу помиловать», то есть: «Я одарю того, кого Я захочу одарить». Между прочим, поскольку к душе, которую Б-г одаривает мудростью и знанием, относится именно это выражение — «подарок, данный из милости», мудрецы постановили, что в молитве мы должны говорить: «Ты даруешь человеку знание».

Так как этот второй стих говорит о благах, которые получает душа, он содержит, кроме Имени Б-га, уже четыре слова: «озарит светом» (на Святом языке это — одно слово), «Своим лицом» (тоже одно слово), «тебя», «и помилует тебя» (это тоже одно слово). Кроме того, эти слова прямо связаны с текстом предыдущего благословения. Там сказано, что Б-г будет охранять тебя, а ведь настоящая охрана состоит в неотрывном внимании к охраняемому. Это и содержится в словах «Озарит тебя Г-сподь светом Своего лица!» — другими словами: «Царь Живой никогда не отвратит от тебя Своего лица».

Третий стих содержит, кроме Имени Б-га, еще шесть слов: «обратит», «Свое лицо», «к тебе», «и дарует», «тебе», «мир». Этот стих объединяет в себе оба значения слова «мир»: материальное и духовное, — а поэтому и слов в нем столько же, сколько в двух первых стихах вместе. Стих говорит о том, что Б-г станет заботиться о человеке в обоих его проявлениях — телесном и душевном, ведя его к достижению главной жизненной цели. Это и есть «обращение лица», противоположное «сокрытию лица». Ведь постоянное участие Б-га в жизни человека — это высшее благо, которого могут достичь в этом мире и тело, и душа. Говоря о награде за исполнение заповедей, Б-г обещает: «И обращусь Я к вам», — а говоря о наказании: «И отведу Я глаза от вас».

Обещание «…И дарует тебе мир» — это всеобъемлющее благо, включающее и отсутствие ссор среди евреев, и отсутствие политических разногласий, и долголетие, и телесную гармонию и равновесие всех телесных жидкостей. Кроме того, оно подразумевает и жизнь Будущего мира, как в стихе «Придет мир, и упокоятся на своих ложах».

Итак, в этих трех коротких стихах содержатся все возможные блага, «ничто не забыто»…

Коэны в этом стихе не благословляют народ сами. Они лишь молятся о даровании благословения, а настоящим источником всех благословений является только Б-г. Поэтому, приведя формулировки благословений, Тора завершает отрывок словами: «И возложат они Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю их». Другими словами, коэны должны только произнести определенные фразы, только помолиться. Они должны связать Мое истинное Имя с сыновьями Израиля, то есть, упомянуть его в молитве о них, и тогда Я дарую им истинное благословение, то есть, благо Свыше. Только в Моей власти даровать его, но не в их.

Вот каково, на мой взгляд, верное объяснение смысла этих благословений.

Смысл жертвоприношений глав колен во время освящения Мишкана (7)

Истинная суть происшедшего в том, что главы колен совместно приняли общее решение. Они подумали, что, поскольку они избраны предводителями колен Израиля, им следует принести жертвы Б-гу, чтобы Он помог им принимать правильные решения, чтобы их приказы никогда не приводили к нежелательным результатам и чтобы угодное Б-гу дело руководства общиной, за которое они отвечают, делалось успешно.

Вся община Израиля в этот момент находилась на чрезвычайно высоком духовном уровне: «Все они — святые, и среди них — Б-г», — а главы колен, будучи руководителями общины, были равны между собой. Поэтому неудивительно, что они решили принести одинаковые жертвы, чтобы никто из них не позавидовал другим и не стал бы гордиться и возноситься перед другими: ведь именно из-за этого чаще всего возникают ссоры между братьями! Каин и Эвель смертельно поссорились из-за того, что принесли Б-гу разные жертвы. Эвель принес первенцев скота и их тук, а жертва Каина, менее достойная, состояла из плодов земли, — и это, в конечном итоге, привело к ужасным последствиям. Поэтому главы колен решили, что каждый из них принесет в точности такую же жертву, что и остальные, чтобы показать, что все они равны и мыслят все одинаково. И по этой же причине они хотели принести свои жертвы в один и тот же день, чтобы никто не гордился перед другими тем, что его жертва была принята раньше. И с той же целью отменить порядок предпочтения и не дать возможности считать, что один принес более почетную жертву, чем другой, они решили пожертвовать для Мишкана быков и повозки все вместе: каждые двое пожертвовали повозку, и каждый — по одному быку, так что все они сравнялись друг с другом в любви и привязанности.

Первая жертва, которую они решили принести, — это серебряные блюда. Это были не те блюда, которые Бецалель сделал для Хлебов Приношения, выкладываемых в Мишкане на стол. Те блюда были золотыми, а главы колен пожертвовали серебряные миски, которые должны были быть использованы для жертвоприношений: в них можно было мыть мясо жертвы, внутренности и так далее. И кропильницы, которые они пожертвовали, тоже не были предназначены для обычного использования, то есть, для кропления крови на жертвенник. Из них можно было, например, поить жертвенных животных или использовать их как-то по-другому. И то, и другое, то есть, и блюда, и кропильницы, были поднесены Мишкану наполненными пропитанной маслом мукой для хлебного приношения. И смысл этого приношения можно понять только одним способом: это была минха, которую приносят в жертву вместе с животными. Ведь когда Тора затем описывает общую жертву всех глав колен, она пишет: «Всех быков… и их минха…» И очевидно, что вместе с каждым жертвенным животным было принесено и указанное для него Торой хлебное приношение, а Писание просто не указало эти приношения отдельно для каждого животного, а упомянуло их в общем виде. Это делает понятным также, почему здесь никак не упомянуто благовоние и вино, которые ведь тоже обязательно приносятся вместе с животными! Кроме того, в список жертв входила золотая ложка весом в десять шекелей, полная благовоний для воскурения.риносят в жертву вместе с животными. объяснить только одним способом: это была минха, ания, то есть для выливания крови на жер Таким образом, ты можешь заметить, что главы колен принесли масло для Меноры, масло для помазания и благовония для воскурения. Отсюда ты можешь сделать вывод, что эти совершенные праведники в то время, когда шел сбор пожертвований на строительство Мишкана, принесли цельные благовония, не размолотые и не смешанные, а сейчас, когда были избраны главами колен, принесли готовую смесь благовоний для воскурения. И хотя готовить такую смесь по рецепту, указанному Торой, запрещено, им это не засчиталось как преступление, так как они готовили эту смесь для Мишкана.

Кроме того, теперь понятно, что главы колен принесли свои жертвы не по приказу, а вдохновляемые лишь своей добродетелью. Поэтому в их жертвы вошли все материалы, какие только возможны. Из металлов там были представлены самые лучшие — золото и серебро. Из прочих неодушевленных предметов они принесли драгоценные камни, то есть, снова самое лучшее из того, что представлено в неодушевленном царстве. Из растительного царства они принесли в подарок благовонные травы, самые ценные и дорогие из всех растений, а также муку, масло и вино для хлебного приношения и винного возлияния. Из животного царства в подарок были тоже выбраны самые ценные его представители: быки, бараны, ягнята и козлы.

Жертвы, которые главы колен собирались принести, были тоже выбраны весьма мудро. Первой была жертва ола, символизирующая привязанность к Б-гу и целиком сжигаемая на жертвеннике. Затем — жертва хатат, о которой в Торе сказано: «Если глава колена согрешит… и принесет в жертву за грех козла». Часть этой жертвы сгорала на огне жертвенника, а часть съедали коэны. А в знак радости были принесены жертвы шламим, как делается при помазании нового царя: «…И принес быков и баранов». От этой жертвы свою долю получал и жертвенник, и коэны, служители Б-га, и хозяева жертвы.

Теперь стало ясно, как разумно и тщательно были выбраны как сами жертвы глав колен, так и способ их принесения.

с разрешения издательства Швут Ами