Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а

Такое соседство придает дополнительный смысл самой этой заповеди. Тора рассказала о численности еврейского народа, о том, что левиты были выделены в особую группу служителей Б-га взамен первенцев, и о жертвах, которые принесли главы колен в честь освящения Мишкана. И теперь Тора переходит к рассказу о том, на каких уровнях совершенства находились главы народа. Рассказ начинается с Моше, который получал пророчество от Б-га во всякое время, когда оно было ему нужно, и во всякое время имел право войти в Святая Святых: «…И когда приходил Моше в Шатер Собрания…» Определив тем самым исключительное положение Моше, Тора говорит об Аароне, который каждый день заходил в Шатер Собрания, чтобы чистить и зажигать светильники Меноры. В главе Трума я уже говорил, что, согласно мнению многих наших мудрецов, Менора и ее семь светильников символизировали семь небесных тел. Центральный светильник символизировал Солнце, а остальные — прочие шесть планет, три из которых расположены над ним, а другие три — под ним. И я отмечал, что, по моему мнению, Менора символизирует исследовательский разум и что ее семь светильников соответствуют семи разделам мудрости, освещающей душу человека. Аарон в совершенстве владел ими всеми, поскольку «уста коэна хранят знание», и когда Тора здесь решила указать на его уровень идеального мудреца, она сказала, что он зажигал светильники Меноры и что семь ее светильников «светят напротив нее», то есть, символизируемая этим светом мудрость согласуется с лежащими в Ковчеге Скрижалями Завета, с Б-жественной Торой. Именно из-за этой подробности Тора заговорила здесь именно о Меноре, а не о воскурении, глубинный смысл которого тот же самый.

Тора говорит здесь, кроме того: «И вот как сделана Менора: из цельного куска золота…» Тора имеет в виду, что в ней нет пустот, незаполненных мест, она вся представляет собой цельный кусок золота, то есть, цельный свод знаний. И этот стих помещен в том месте в Торе, где речь идет о предназначении Меноры, в котором нет ничего пустого или неверного. На совершенство символизируемой Менорой мудрости указывает и выбор золота в качестве материала. Золото не ржавеет и не портится, а навечно сохраняется неизменным, как и Б-жественная мудрость. А о форме, строении Меноры сказано: «От основания и до цветка — вся она из цельного куска». Другими словами: и основание, то есть, наиболее грубые и примитивные части, и цветки, то есть, самые развитые и утонченные структуры, — все, что входит в состав Меноры, сделано из одного и того же куска золота, то есть, содержит в себе равно глубокий смысл, и ничем в ней не следует пренебрегать. А совершенство ее изготовления подчеркнуто в стихе «…По тому образу, который был показан Моше на этой горе, — так он сделал Менору». Таким образом, Тора утверждает безукоризненность Меноры со всех четырех точек зрения: смысла, формы, материала и мастерства ремесленника. И здесь Писание ведь не ставит себе целью просто рассказать нам о Меноре, поскольку это уже сделано в той главе, где Б-г дает Моше повеление изготовить ее! Здесь Тора намеревается лишь поведать нам о совершенстве Аарона, обладавшего безупречной мудростью и исчерпывающими познаниями в движении небесных сфер и во всех остальных областях исследовательского разума, который символизирует Менора.

Итак, Писание говорит о совершенстве Моше, наивысшего из пророков, который имел право в любое время входить в Святая Святых, и о совершенстве Аарона, наивысшего мудреца, которого Тора связывает с Менорой во всех ее деталях. Именно эта связь позволила Аарону беспрепятственно входить каждый день в Шатер Собрания. А левиты, находящиеся на более низком уровне, не имели права входить в Шатер Собрания, однако помогали коэнам в их служении Б-гу. Поэтому сразу после рассказа о Моше и Аароне Тора переходит к левитам, говоря: «…Возьми левитов…»

О выборе семидесяти старейшин Израиля (11:16—17)

Когда Б-г сказал Моше: «Собери Мне семьдесят человек…», — Он объяснил ему, что эти семьдесят человек должны быть «мудрыми» и «понимающими», поскольку «старейшина» — это не просто пожилой человек. Это слово на Святом языке может быть понято как целая фраза: «тот, кто приобрел мудрость». Кроме того, эти семьдесят старейшин должны были обладать познаниями в области управления народом. Стих говорит об этом так: «…О которых ты знаешь, что они — старейшины народа и надсмотрщики над ним», — то есть, люди, имеющие большой опыт в решении общественных проблем.

Затем стих говорит: «И возьми их к Шатру Собрания». Здесь имеется в виду не Мишкан, а шатер самого Моше. То есть, Б-г сказал Моше: «Собери их и обучи всему необходимому, так же, как ты обучал судей и старейшин, поднявшихся с тобой на гору Синай». Слово «возьми» не обозначает здесь физического действия; оно использовано в том же смысле, что и в стихе «И берущий души — мудр».

Число семьдесят выбрано не случайно. Рамбан объясняет, что Б-г указал Моше именно его, поскольку в мире есть всего семьдесят народов и семьдесят языков, которым соответствуют семьдесят небесных властителей, по одному на каждый народ.

Когда стих говорит: «…И будут стоять там вместе с тобой», — он не подразумевает, что старейшины будут вместе с Моше слышать голос Б-га. Они ведь не достигли уровня истинного пророчества. Да, действительно, стих говорит: «…И я отделю от духа, который на тебе, и возложу на них…», — но здесь имеется в виду только дарование им умения управлять народом. Этот «дух» должен пробудить в них способность в совершенстве овладеть различными способами управления, чтобы они в состоянии были властвовать над народом Израиля, убеждать евреев и направлять их к истине. Тогда и претензии народа Израиля к Моше будут сняты: ведь, когда евреи увидят, что эти «пророчествующие» старейшины согласны с тем, что следует исполнять заповеди Торы и поступать именно так, как велит Моше, нет сомнения, что все колена прислушаются к словам своих семидесяти глав и каждая семья будет готова принять совет своих родственников. Дух, который получили старейшины, служил только для этой цели. Он, несомненно, был духом святости, однако не тем пророческим духом, который позволяет человеку видеть образы, слышать слова и постигать духовное. Это — тот Б-жественный дух, который, охватывая человека и сопровождая его, побуждает его к добрым делам и помогает в их совершении. Об этом духе сказано: «И сошел на него дух Б-га, дух замысла и мощи, дух знания и трепета перед Б-гом». Этой разновидностью духа святости Моше-рабейну обладал с самого рождения, и именно этот дух придал ему мужества убить египтянина, а затем спасти дочерей Итро. И как раз об этом духе и говорит обсуждаемый стих: «И я отделю от духа, который на тебе, и возложу на них». И вот доказательство: здесь же Тора говорит и об истинном пророчестве: «И Я буду спускаться и говорить с тобою там». Только с Моше будет говорить Б-г, не со старейшинами. Им достанется только «дух замысла и мощи», способность стать безупречными руководителями народа.

Б-г пожелал, чтобы для обретения этого духа они все собрались возле Моше, поскольку лучше всего, чтобы все главы народа получили этот дух одинаково, из одного источника, потому что в этом случае они естественным образом будут приходить к одинаковым решениям и избегнут раздоров.

Можно, однако, предположить (и это предположение более правильно), что они все собрались в настоящем Шатре Собрания, то есть, в Мишкане. Замысел Б-га состоял в том, чтобы, как только Моше-рабейну получит от Б-га пророчество, он смог бы сразу пересказать его старейшинам, а они уже поторопились бы воплотить его в жизнь. Таким образом следует понимать стих «…И понесут с тобой ношу народа…» Дарованных им сил будет недостаточно, чтобы управлять народом Израиля самостоятельно. Руководителем останется Моше, а они должны будут находиться рядом с ним и обеспечивать ему практическую помощь.

И в конце стих говорит: «И не придется нести тебе одному». Это означает, что весь замысел собрать семьдесят старейшин имел своей целью не какую-то реальную пользу, которую они принесут народу своей деятельностью, а только исполнение желания Моше, который не захотел отныне заботиться о народе Израиля в одиночку.

с разрешения издательства Швут Ами


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?