Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В любом случае нет полного искупления без страданий. Об этом сказано: “Я накажу их бичом за преступления их и язвами — за их злодеяния” (Тэилим 89, 33)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4
Беседа главы ешивы «Поневеж», главы нашего поколения рава Гершона Эдельштейна, да продлятся его дни!

Сейчас невозможно учиться в ешивах, как положено. В результате нам недостает Торы, недостает ее заслуг… Однако разрабатываются некие проекты, которые вселяют надежду, что в ешивах удастся учиться, не подвергаясь опасности, также, возможно, смогут продолжить учебу и ученики хедеров. Пока что, однако, это невыполнимо, и возникает проблема: дети сидят по домам и не учатся, что приводит к снижению их духовного уровня. Этого изучения не хватает детям, и этого не хватает всему народу Израиля.

Талмуд (Бава Батра) сообщает, что «учителя, занимающиеся с детьми, меламеды, называются поддерживающими общество», так как они наделяют это общество заслугами. Человек, воспитывающий одного ребенка, а тем более целый класс, наделяет воспитанников заслугой, а класс — это уже общество. Кроме того, ребенок вырастает и продолжает учиться — от ешивы для подростков и до колеля, и все это в заслугу его меламеда. Фактически вся последующая жизнь ученика — это заслуга его учителя.

Ведь все заслуги, приобретенные человеком, на которого некогда оказали положительное влияние, являются заслугой того, кто это влияние оказал. Так и все добрые дела, совершенные ребенком, являются заслугой его меламеда. Невозможно даже представить себе, насколько велика заслуга того, кто поддерживает общество, а сейчас этого очень не хватает.

В Талмуде сказано, что весь мир существует только благодаря дыханию детей, изучающих Тору. Они ведь еще несовершеннолетние, и не обязаны изучать ее, но все же изучают — и именно в заслугу этого изучения стоит мир. А кто обучает их? Меламед! Он и поддерживает существование мира, так получается.

Удостоить общество — это очень большая заслуга, а также и очень большая обязанность. Чем более значима заповедь, тем больший грех совершает тот, кто не выполняет ее. Обрезание делают даже в Субботу, так как обязанность совершить его вовремя сильнее запретов на субботние работы, соответственно, отказ его совершать наказывается каретом — отсечением души, хотя человек не совершает никакого действия, отказываясь от обрезания. То же касается и отказа приносить пасхальную жертву — велика заповедь, и тяжек грех ее невыполнения. Так и с тем, чтобы наделить общество заслугами — если человек может сделать это, но не делает, с него будет взыскано по всей строгости.

Но сейчас невозможно сделать это, ведь это опасно… Поэтому следует найти способ, как продолжить наделять общество заслугами. Например, можно обучать ребенка по телефону, стараться, чтобы изучение Торы было ему интересно. А также научить родителей, как заинтересовать его. Есть много разных способов, как продолжить удостаивать общество, обучая детей Торе.

Мы не оставляем надежды на то, что удастся вернуть учебу в хедерах; и на восстановление учебы в ешивах есть очень сильная надежда, ведь есть план, как это осуществить, чтобы могли учиться, не подвергаясь опасности… Есть надежда, что все образуется. Но главное — следует помнить о том, насколько важно изучение Торы детьми, как сказано: «Если бы не (изучение) Моего завета днем и ночью, законы неба и земли Я бы не установил». Если бы изучение Торы прервалось хоть на миг, мир был бы разрушен. Кстати, понятие занятий Торой включает в себя и отдых, целью которого поставлено набраться сил для дальнейшей учебы.

Итак, как было сказано, обучать класс — это значит наделять общество заслугами, но даже обучать только одного, если этот ученик проникнется любовью к Торе, и продолжит изучать ее, затем это повлияет на всю его семью, у него родятся дети — и поколение за поколением его потомков продолжат изучение Торы, — все заслуги этого изучения будут засчитаны меламеду того ученика.

О нашем учителе Моше написано, что он наделил общество заслугами. Это — его заслуга (в противоположность Йероваму, который несет ответственность за массовые прегрешения народа). За все добрые дела, которые еврейский народ совершил в течение всех поколений, Моше рабейну получает долю в Будущем мире. Но разве ему недостает собственных заслуг в Будущем мире? Конечно, дело не в этом, а в том, что удовольствиям Будущего мира нет предела. Так нет предела и доле в Будущем мире того, кто наделяет общество заслугами. А те, кто наделяют его заслугой изучения Торы, пожинают плоды этой заслуги и в этом мире. Соответственно, и сейчас, когда невозможно учиться обычным способом, следует стараться продолжить обучение — или по телефону, или отправляя учебный материал ученикам, чтобы продолжать наделять общество заслугами, чтобы это важно дело не прерывалось.

На чем следует учителям делать упор? На тех вещах, которые интересны ученикам, изучать такие темы, чтобы им не хотелось прекращать учебу, а главное — чтобы они прилепились к Торе.

В книге «Обязанности сердец» написано, что положение, согласно которому у человека нет таких сил, как у ангела, не относится к тем, кто наделяет общество заслугами. Человек, действующий в одиночку, не может достичь этого уровня, но тот, кто наделяет общество заслугами Торы, может. Ведь изучение Торы — это одна из тех заповедей, основная награда за исполнение которой ждет человека в Будущем мире, но при этом он пожинает ее плоды и в этом мире.

Талмуд рассказывает, как Рава и Абае говорили о том, что их занятия Торой защищают все поколение, но следует знать: Тора тех, кто наделяет общество заслугами, обучая ей других, защищает все поколение сильнее, чем Абае и Рава. Поэтому следует продолжать и сейчас, при этом помня, что существует опасность [заражения коронавирусом], и соблюдая меры предосторожности. Общественная молитва сейчас опасна! С Божьей помощью, вскорости мы удостоимся спасения.

Есть еще один вопрос, который задают многие родители: сейчас дети выбились из режима. Стоит ли строго следить за тем, чтобы мальчики лет двенадцати вставали достаточно рано, чтобы успеть прочесть «Шма Исраэль» и основную молитву вовремя? Ответ: стоит, но только мягко, без принуждения. Не нужно давить на ребенка, он сам знает, как правильно поступать, надо только поощрять его, так, чтобы ему самому хотелось молиться вовремя, чтобы это было ему приятно. Принуждением же ничего не добиться, оно приводит только к обратным результатам. Поэтому нельзя заставлять ребенка [молиться], наоборот, надо ласково, с любовью поощрять его, пробуждая в нем интерес. Кроме того, согласно своей природе, дети любят подражать тому, что делают их родители — это стоит учесть, а принуждение приведет только к обратным результатам. Ведь если ребенок почувствует, что его критикуют, это будет только вредить процессу его воспитания.

Итак, сейчас главное — не терять связь с учениками и их родителями, и стараться, чтобы учеба продолжалась, делая ее интересной, продолжать наделять общество заслугами. И эта заслуга станет защитой всему поколению!

Если вы заинтересованы обучать ваших детей Торе, чтобы они учились с израильскими преподавателями — пишите info@toldot.ru

Читайте также: тематический обзор Абае


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Каменное сердце Фараона. Глава Ваэра

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.