Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.

Деградация поколений

Уже много поколений назад было замечено, что каждое следующее поколение все меньше и меньше ощущает трепет месяца Элул. Об этом писал уже наш учитель раби Исраэль Салантер (Ор Исраэль, письмо 14): «Раньше, как известно, каждого охватывал ужас, когда он слышал призыв: Свят месяц Элул!». Это значит, что в поколениях до раби Исраэля Салантера люди ощущали ужас и страх, трепеща перед Судом; в его же время, пишет раби Исраэль, «трепет месяца Элул почти угас», стал почти незаметным. И так обстояли дела уже сто пятьдесят лет назад!

Один пожилой человек, сейчас уже ушедший в лучший мир, рассказывал мне о том, как ощущался месяц Элул в его времена, чуть менее ста лет назад. Вот, например, рыночные возчики, люди самой простой и грубой профессии. Если они в это время ссорились между собой на рынке, один останавливал другого словами: «Да ведь сейчас Элул — как у тебя язык повернулся?!». Даже в возчике можно было посеять страх упоминанием Элула — перед ним трепетали даже самые необразованные. Так было сто лет назад.

А в нашем поколении один человек рассказывал мне вот что. Когда он несколько лет назад жил в Арей асадэ (Кирьят гат), там как раз и чувствовался страх месяца Элул. Даже самые простые горожане, баалей батим, не занятые постоянным изучением Торы, трепетали перед грядущим Судом. А там, где он живет сейчас, в Бней-Браке, ничего такого не ощущается. Вот до чего дошло! Это уже не просто «почти угас»: это означает, что трепет месяца Элула угас совершенно. Наверное, в душе люди все еще ощущают его, но со стороны он уже вовсе не заметен.

Ощущать страх перед Судом

Стоило бы задуматься: какова истинная причина этой деградации поколений? Ведь речь идет не о силе мудрости, не о праведности — о трепете перед Небесами! Почему же уровень поколений именно в этом так стремительно падает?

Раби Исраэль пишет в письме, что с течением времени «исчезли и пропали люди, великие в трепете, страх которых перед Судом отражался бы на лице и оставлял бы след в душах других, отошедших». В прошлом существовали люди, трепет которых перед Небесами был поистине велик, их страх перед Судом был заметен по их лицам, и это зрелище воздействовало на остальных, пробуждая ужас и страх Суда. Но в поколении самого раби Исраэля «трепет перед Элулом почти угас», поскольку в этом поколении уже не было людей, столь же великих в трепете, как в предыдущих поколениях.

У нас уже нет (учителей), обладающих этим великим трепетом, подобно прежним поколениям. А ведь трепетать перед Небесами человек обучается через внешнее воздействие, видя, как трепещут другие, или изучая мусар. Невозможно обрести трепет перед Небесами, если не учиться ему. Это — не природное чувство, его можно приобрести, только переняв от других или восприняв из книг мусара. В поколении раби Исраэля трепет месяца Элула почти угас, около ста лет назад что-то еще ощущалось, сегодня же этого трепета почти не осталось. Великие учителя трепета уже не влияют (на общину) так, как прежде, а потому община и не трепещет в Элуле…

Я слышал, как много лет назад некий человек посетил одного из великих праведников и вернулся переполненный впечатлениями. Его спросили, чему же он научился у этого праведника, что же так подействовало на него? И он ответил: «В нем я увидел, что есть Властелин мира». Его спросили: «А что, до сих пор ты этого не знал?!» И он ответил: «знал, но не видел». Дело именно в том, что знать и увидеть своими глазами — это совершенно разные вещи!

Точно так же, когда человек своими глазами видит трепет перед Судом, это влияет на него. Я знаком со многими совсем простыми и неучеными евреями. Один из них работал служащим в банке и весь год принимал клиентов с непокрытой головой. А в Дни Трепета, когда его вызывали к Торе, он рыдал в страхе перед Судом. Ведь в юности он учился в Воложине у Нецива, благословенной памяти, и не понаслышке знал, что такое ужас Суда. И хотя весь год он не вспоминал об этом, в Дни Трепета воспоминания возвращались и заставляли его плакать.

Но мы в нашем поколении уже не видели тех, кто способен на великий трепет. Ведь каждое поколение живет тем, чему научило его предыдущее, а ученик всегда слабее учителя. И чем ниже стоят ученики, тем слабее будет и следующее звено — их собственные ученики. Однако и мы знаем, что существует День суда, и, задумавшись о нем и представив его себе, мы тоже в состоянии обрести этот трепет.

Не стоит забывать, что всякая мысль оказывает на человека воздействие. Наш учитель раби Д. Поварский благословенной памяти как-то сказал, что действенный метод состоит в том, чтобы помнить о том, что сейчас Элул. И если человек не упустит этой мысли, все его поведение станет другим. Даже если человек просто знает и помнит о том, что есть День суда, это само по себе побуждает его к раскаянию. Само это знание заставляет относиться к соблюдению заповедей более внимательно и более тщательно следить за всеми подробностями их исполнения.

На всех твоих путях знай Его

Раскаяние должно быть постоянным, а не временным состоянием человека. И если мы хотим, чтобы оно сохранилось надолго, необходимо сменить само восприятие жизни, задуматься о том, что в ней главное: этот мир или же Будущий? Ведь если человек в глубине души убежден, что главным является этот мир, это нехорошо. Стих (Дварим 8:12) говорит об этом: «Дабы не стало так, что наешься ты, и насытишься… и возвысится твое сердце, и ты забудешь Б-га, твоего Г-спода». И еще сказано (там же 32:16): «И ожирел Йешурун, и стал брыкаться».

Однако если помнить о том, что есть и Будущий мир, вся жизнь начинает протекать по-иному, и каждое свое действие человек начинает рассчитывать, сравнивая выгоду и ущерб, — точно так же, как в материальном мире человек рассчитывает последствия своих поступков и решает, стоит или не стоит их совершать. И если будущий мир становится для человека главным и определяющими оказываются соображения, связанные именно с ним, — это и есть истинное раскаяние.

Как же сделать так, чтобы все поступки оценивались с точки зрения Будущего мира? Об этом говорит стих (Мишлей 3:6): «На всех твоих путях знай Его». Рамбам в Илхот деот(3:3) пишет, что если человек ложится спать ради здоровья и сил, необходимых ему для служения Б-гу, его сон превращается в служение Вс-вышнему. Он спит и тем самым служит Б-гу! Так человек должен поступать в течение всего дня. Он ест — и тем самым служит Б-гу, спит — и тем самым служит Б-гу. Но это действует лишь в том случае, когда все его поступки определяются желанием обрести силы для служения Б-гу.

Деградация поколений

Уже много поколений назад было замечено, что каждое следующее поколение все меньше и меньше ощущает трепет месяца Элул. Об этом писал уже наш учитель раби Исраэль Салантер (Ор Исраэль, письмо 14): «Раньше, как известно, каждого охватывал ужас, когда он слышал призыв: Свят месяц Элул!». Это значит, что в поколениях до раби Исраэля Салантера люди ощущали ужас и страх, трепеща перед Судом; в его же время, пишет раби Исраэль, «трепет месяца Элул почти угас», стал почти незаметным. И так обстояли дела уже сто пятьдесят лет назад!

Один пожилой человек, сейчас уже ушедший в лучший мир, рассказывал мне о том, как ощущался месяц Элул в его времена, чуть менее ста лет назад. Вот, например, рыночные возчики, люди самой простой и грубой профессии. Если они в это время ссорились между собой на рынке, один останавливал другого словами: «Да ведь сейчас Элул — как у тебя язык повернулся?!». Даже в возчике можно было посеять страх упоминанием Элула — перед ним трепетали даже самые необразованные. Так было сто лет назад.

А в нашем поколении один человек рассказывал мне вот что. Когда он несколько лет назад жил в Арей асадэ (Кирьят гат), там как раз и чувствовался страх месяца Элул. Даже самые простые горожане, баалей батим, не занятые постоянным изучением Торы, трепетали перед грядущим Судом. А там, где он живет сейчас, в Бней-Браке, ничего такого не ощущается. Вот до чего дошло! Это уже не просто «почти угас»: это означает, что трепет месяца Элула угас совершенно. Наверное, в душе люди все еще ощущают его, но со стороны он уже вовсе не заметен.

Ощущать страх перед Судом

Стоило бы задуматься: какова истинная причина этой деградации поколений? Ведь речь идет не о силе мудрости, не о праведности — о трепете перед Небесами! Почему же уровень поколений именно в этом так стремительно падает?

Раби Исраэль пишет в письме, что с течением времени «исчезли и пропали люди, великие в трепете, страх которых перед Судом отражался бы на лице и оставлял бы след в душах других, отошедших». В прошлом существовали люди, трепет которых перед Небесами был поистине велик, их страх перед Судом был заметен по их лицам, и это зрелище воздействовало на остальных, пробуждая ужас и страх Суда. Но в поколении самого раби Исраэля «трепет перед Элулом почти угас», поскольку в этом поколении уже не было людей, столь же великих в трепете, как в предыдущих поколениях.

У нас уже нет (учителей), обладающих этим великим трепетом, подобно прежним поколениям. А ведь трепетать перед Небесами человек обучается через внешнее воздействие, видя, как трепещут другие, или изучая мусар. Невозможно обрести трепет перед Небесами, если не учиться ему. Это — не природное чувство, его можно приобрести, только переняв от других или восприняв из книг мусара. В поколении раби Исраэля трепет месяца Элула почти угас, около ста лет назад что-то еще ощущалось, сегодня же этого трепета почти не осталось. Великие учителя трепета уже не влияют (на общину) так, как прежде, а потому община и не трепещет в Элуле…

Я слышал, как много лет назад некий человек посетил одного из великих праведников и вернулся переполненный впечатлениями. Его спросили, чему же он научился у этого праведника, что же так подействовало на него? И он ответил: «В нем я увидел, что есть Властелин мира». Его спросили: «А что, до сих пор ты этого не знал?!» И он ответил: «знал, но не видел». Дело именно в том, что знать и увидеть своими глазами — это совершенно разные вещи!

Точно так же, когда человек своими глазами видит трепет перед Судом, это влияет на него. Я знаком со многими совсем простыми и неучеными евреями. Один из них работал служащим в банке и весь год принимал клиентов с непокрытой головой. А в Дни Трепета, когда его вызывали к Торе, он рыдал в страхе перед Судом. Ведь в юности он учился в Воложине у Нецива, благословенной памяти, и не понаслышке знал, что такое ужас Суда. И хотя весь год он не вспоминал об этом, в Дни Трепета воспоминания возвращались и заставляли его плакать.

Но мы в нашем поколении уже не видели тех, кто способен на великий трепет. Ведь каждое поколение живет тем, чему научило его предыдущее, а ученик всегда слабее учителя. И чем ниже стоят ученики, тем слабее будет и следующее звено — их собственные ученики. Однако и мы знаем, что существует День суда, и, задумавшись о нем и представив его себе, мы тоже в состоянии обрести этот трепет.

Не стоит забывать, что всякая мысль оказывает на человека воздействие. Наш учитель раби Д. Поварский благословенной памяти как-то сказал, что действенный метод состоит в том, чтобы помнить о том, что сейчас Элул. И если человек не упустит этой мысли, все его поведение станет другим. Даже если человек просто знает и помнит о том, что есть День суда, это само по себе побуждает его к раскаянию. Само это знание заставляет относиться к соблюдению заповедей более внимательно и более тщательно следить за всеми подробностями их исполнения.

На всех твоих путях знай Его

Раскаяние должно быть постоянным, а не временным состоянием человека. И если мы хотим, чтобы оно сохранилось надолго, необходимо сменить само восприятие жизни, задуматься о том, что в ней главное: этот мир или же Будущий? Ведь если человек в глубине души убежден, что главным является этот мир, это нехорошо. Стих (Дварим 8:12) говорит об этом: «Дабы не стало так, что наешься ты, и насытишься… и возвысится твое сердце, и ты забудешь Б-га, твоего Г-спода». И еще сказано (там же 32:16): «И ожирел Йешурун, и стал брыкаться».

Однако если помнить о том, что есть и Будущий мир, вся жизнь начинает протекать по-иному, и каждое свое действие человек начинает рассчитывать, сравнивая выгоду и ущерб, — точно так же, как в материальном мире человек рассчитывает последствия своих поступков и решает, стоит или не стоит их совершать. И если будущий мир становится для человека главным и определяющими оказываются соображения, связанные именно с ним, — это и есть истинное раскаяние.

Как же сделать так, чтобы все поступки оценивались с точки зрения Будущего мира? Об этом говорит стих (Мишлей 3:6): «На всех твоих путях знай Его». Рамбам в Илхот деот(3:3) пишет, что если человек ложится спать ради здоровья и сил, необходимых ему для служения Б-гу, его сон превращается в служение Вс-вышнему. Он спит и тем самым служит Б-гу! Так человек должен поступать в течение всего дня. Он ест — и тем самым служит Б-гу, спит — и тем самым служит Б-гу. Но это действует лишь в том случае, когда все его поступки определяются желанием обрести силы для служения Б-гу.

С чем встречу Б-га, преклонюсь перед Г-сподом Вс-вышним?

Рабейну Йона в Шаарей тшува (1:25) приводит стих (Миха 6:6): «С чем встречу Б-га, преклонюсь пред Г-сподом Вс-вышним?». И он объясняет, что слова пророка: «С чем встречу Б-га?» — связаны с тем, как много благодеяний Он нам оказывает. Он делает нам в этом мире много хорошего, поступает с нами милосердно, и благодарность обязывает нас отплатить Ему добром. А слова: «С чем преклонюсь перед Г-сподом Вс-вышним?» — связаны с тем, сколь много грехов мы совершили. Как нам исправить эти грехи, как искупить их, вернуть благоволение Б-га и спастись от Небесного Суда?

Пророк дает на это ответ (там же 8): «Он уже сказал тебе, человек, в чем благо и чего Б-г требует от тебя…». Ответ, таким образом, состоит из двух частей. Во-первых, Б-г «сказал тебе, человек, в чем состоит благо», другими словами, что тебе следует избрать. Дело в том, что весь мир сотворен ради блага человека. Например, Б-г заложил в человеческой природе, что если человек долго не будет есть, он будет испытывать чувство голода. И это чувство служит к его благу: ведь если бы он не ощущал голода, не стал бы и есть и умер с голоду. Поэтому Б-г даровал ему чувство голода, чтобы, проголодавшись, он начал бы страдать. А если он поест хорошей еды, испытает удовольствие. Таким образом, тело человека само требует хорошей еды и способно поддерживать жизнь. И в духовном аспекте Б-г тоже сообщил человеку, «в чем благо» и «чего Б-г требует от него». Ведь требования, которые Б-г предъявляет к человеку, тоже направлены к его благу!

(В чем же состоит это благо, и чего же Б-г требует? Стих разъясняет): «…только вершить правосудие, и любить милосердие, и в скромности идти с твоим Г-сподом». Вот каким образом объясняет эти слова рабейну Йона: «Только вершить правосудие и любить милосердие — это более, чем жертвы всесожжения и хлебные приношения, подобает для того, чтобы выйти навстречу Б-гу, (благодаря Его за) Его многие милости. И в скромности идти с твоим Г-сподом — в этом и состоит твое смирение в служении Б-гу, в том, что ты скромно идешь с Ним. Это — знак смирения, знак того, что ты не кичишься своими поступками, достойными величайшего уважения, и не стремишься к тем достижениям, которых Творец не желает Своим творениям. Ведь не следует гордиться ими — ни богатством, ни силой, ни различными познаниями, — только знанием и постижением благословенного Б-га, согласно сказанному (Йирмея 9:22-23): “Пусть не превозносится мудрый своей мудростью, и не превозносится мощный своей мощью, и не превозносится богатый своим богатством. Только этим пусть славится прославляемый: постижением и знанием Меня”».

Там же (раздел 24), разъясняя высокую ценность смирения, рабейну Йона пишет: «Высшая же степень смирения, к которой непременно должен привести путь раскаяния, состоит в том, чтобы умножать и усиливать служение Б-гу, и не считать себя достойным похвалы за это, ибо все его деяния должны казаться ему недостаточными в сравнении с тем, что он по закону обязан совершить, служа Б-гу. Поэтому он должен смириться и служить Б-гу в скромности, не желая почитания за свои достославные деяния, и не стремиться к тому, чтобы люди проставляли его за его великолепные поступки. (Напротив), он должен скрывать их от людей, насколько сможет».

Элул 5768 года, перевод А. Кутуков


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в суках, дабы знали ваши поколения, что в суках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше

Строительство сукки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.

Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?

Под кровом Всевышнего

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Кицур Шульхан Арух 135. Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух