Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дни Машиаха — это продолжение земной истории, все законы природы сохранят своё действие, но только восстановится царство в Израиле»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Тема

Спуск поколений

Спуск поколений (еридат а-дорот) — этим словосочетанием в иудаизме обозначают снижение духовного уровня каждого следующего поколения по сравнению с предыдущим.

Оглавление

Удаление от Света… [↑]

Снижение духовного уровня поколений началось еще на заре человечества, сразу после греха Адама, и выражалось оно в постоянном удалении от света Вс-вышнего.

Адам передавал знания, полученные непосредственно от Вс-вышнего, Метушелаху, тот — Шему, а Шем — нашему праотцу Аврааму. Они удостоились этого великого знания, но за стенами дома учения оно продолжало быть скрытым, и каждое следующее поколение было ниже предыдущего в духовном отношении, отдаляясь от точки Б-жественного откровения, вплоть до получения Торы.

Поколение евреев, получивших Тору на горе Синай, называется дор дэа — поколение духовной близости с Творцом. После Синайского Откровения духовный спуск естественным образом продолжался: следующее поколение уже получило столько, сколько могло взять от первого, то есть не все 100 процентов, а меньше. Следующему поколению «досталось» еще меньше — и так далее… Чем больше мы отдаляемся от дарования Торы, тем более ограниченными становятся наши возможности духовного развития.

Еридат а-дорот можно описать как ступенчатое понижение «наполненности сосуда приема» в душе, а в результате и объем этого «сосуда» уменьшается. Кроме собственно способности воспринимать Тору, духовное снижение выражается в уменьшении богобоязненности, умения контролировать свои чувства и эмоции, способности проникнуть и изучить свой собственный внутренний мир, совершенствовать качества характера, приподняться над мирской суетой.

В последние 100-150 лет этот спуск приобрел немалое ускорение. Разница в духовном уровне между поколениями — намного больше, нежели раньше. В результате длительного процесса еридат а-дорот мы оказались на самой низкой ступени, утратив способность достигнуть величия, подобного мудрецам и праведникам предыдущих поколений.

Этот процесс очень точно охарактеризовали наши мудрецы (Шаббат 112б): «Если первые (поколения) как ангелы, мы — люди, а если первые как люди, мы… как ослы».

Традиция: передача или получение? [↑]

Понятие Традиции связано с понятием спуска поколений, ведь недаром мы говорим о «получении» Традиции, а не о ее «передаче». Уже само это словосочетание означает, что не все получено из того, что передано. Передается заведомо больше, чем принимается. То, чем мы в итоге обладаем, это то, что принято, а не то, что передано. Каждый принимает согласно своим возможностям, включая Моше Рабейну, который «получил Тору на Синае».

«Снижение поколений», начинающееся сразу, в первоистоке, имеет принципиальное значение для передачи Традиции. С одной стороны, мы понимаем это «снижение» как недостаток, ибо мы все меньше понимаем нашу Традицию. Но именно благодаря этому Традиция существует как традиция, поскольку последующее поколение пытается понять предыдущее, а не поучать его.

Сказали мудрецы: «ноготок первых (поколений) предпочтительней “желудка” последних». Связь ногтя, маленькой нечувствительной частички с телом весьма неустойчива, тогда как пищеварительная система — неотъемлемая часть человеческого организма.

По словам раби Йоханана, даже самые «сухие», нечувствительные к духовности евреи во эпоху Первого Храма, превосходили по уровню самых возвышенных во времена Второго Храма.

Тот факт, что у нас существует Устная Тора в записанном виде, — это естественный результат спуска поколений. После разрушения Второго Храма римлянами, в эпоху преследований за изучение и соблюдение еврейского Закона, возникла необходимость записать Устную Тору. Мудрецы видели, что иначе Устная Тора может быть утеряна в последующих поколениях, каждое из которых было более ограниченно в духовном плане, чем предыдущее.

Так, мудрецами во главе с раби Йеудой аНаси во II — III в. н.э. была записана Мишна. Впоследствии, в IV — V вв., были записаны толкования и комментарии к Мишне, составившие Иерусалимский и Вавилонский Талмуд. С течением времени, в эпоху рассеяния и гонений на евреев, понимание законов Устной Торы ослабевало за счет постоянного процесса еридат а-дорот, поэтому требовались все новые и новые комментарии. На их основе составлялись книги по алахе — практические руководства по исполнению заповедей, написанные с учетом особенностей той или иной эпохи. Записывались и комментарии мудрецов к тексту Письменной Торы.

В отличие от драша, ремеза и других толкований Торы на более глубоком уровне, область пшата (простого понимания) раньше была доступна каждому еврею и открыта широким массам. Однако вместе со снижением духовного уровня поколений снижается и уровень восприятия. То, что в недалеком прошлом было ясно и очевидно каждому, со временем становится труднодоступным даже для продвинутых.

Спуск поколений и мудрецы Торы [↑]

Сам факт осознания нами спуска поколений, который является процессом негативным, при этом дает нам дополнительную мотивацию для уважения и почитания родителей и вообще старших. Известен ответ рава Яакова Каменецкого его собеседнику-атеисту, восхитившемуся тому, как уважительно сын рава относится к своему отцу: «С точки зрения Вашего сына — Вы одним поколением ближе к обезьяне, от которой, как Вы считаете, Вы произошли. В глазах же моего сына — я одним поколением ближе к получению Торы на горе Синай».

Глава ешивы и руководитель своего поколения рав Шах говорил о себе, что, когда перед ним возникает спорный вопрос, он думает, как бы на этот вопрос ответили Хафец Хаим или рав Хаим Озер Гродзенский. Откуда ему было известно, как думали эти светочи Торы? Ответ прост — именно от них он получал Тору, он видел людей другого поколения, поколения более возвышенного, которое было ближе к получению Торы на горе Синай. Для него они являлись живой Торой.

Особая милость Вс-вышнего к нашему народу проявляется и в том, что среди нас есть люди, наделенные особой мудростью, люди, получившие Тору от предыдущих поколений и несущие ее нам.

Великие мудрецы Торы, получившие свои знания от предыдущих поколений, являются для нас единственной связью с Торой, которая была столетия и тысячелетия назад. И это дает нам возможность поднимать наш духовный уровень на недоступную для нас самих высоту.

Не быть причиной спуска поколений! [↑]

Несмотря на глобальный процесс снижения духовного уровня, в каждом поколении могут быть люди талантливые, уникальные, способные воспринимать и принимать знания в том же объеме, в котором они им были переданы.

Тот факт, что наше поколение ниже, чем поколение наших отцов, не мешает осознанию того, что с помощью Торы и заповедей каждый человек может выполнить свое духовное предназначение в любом месте и в любое время и получить награду, не уступающую награде самых великих праведников.

В книге пророка Йешаяу говорится: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стал страх их передо Мною твердой заповедью людей. Поэтому, вот, Я опять удивлю народ этот сокрытием, и пропадет мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет» (29:13-14). За то, что исполнение воли Творца превращается в ритуал или традицию, совершаемую исключительно по привычке, молитвы и благословения произносятся бездумно и без веры, Б-г наказывает нас уходом великих мудрецов Торы.

По мнению Раши, это самое страшное наказание для общины Израиля, страшнее разрушения Храма и гораздо большее, чем проклятия, которые написаны в главе Ки Таво!

На нас лежит важная обязанность — не быть причиной еридат а-дорот. Нам надо думать, кого увидят наши внуки, у кого они будут учиться. Это большая работа и огромная ответственность. Надо приучать себя к такому служению, чтобы сердце и слова были едины. Ведь именно то, к чему человек прикладывает больше всего усилий, становится желанно ему.

Вера и молитва [↑]

Как же практически нам следует поступать и какие инструменты нам доступны независимо от того, в какое время мы родились? Риван, живший еще в XII веке, объяснил, что поскольку духовный уровень каждого уходящего поколения снижается, становится необходимым сузить «область пристального внимания» настолько, чтобы те, в ком сила духа ослабла ввиду давности Синайского Откровения, могли сконцентрировать свое внимание на более частных проблемах, дабы достичь хотя бы ограниченных успехов. Для последнего и наиболее обделенного духом поколения существует лишь одна сила, с помощью которой можно достичь духовных высот предыдущих поколений, — это вера.

Рабби Хаим Виталь (ученик Аризаля) учит, что задача последних поколений — приблизить Избавление с помощью молитвы и неустанных обращений к Небесам. Поскольку одно из условий Избавления — это ожидание и рвение самих людей достигнуть его!

Каждое последующее поколение все больше погружается во тьму материальности этого мира и постижение святого становится более трудным. Но поднимаясь над своими ограничениями, закрывающими истинный взгляд на мир, человек исправляет себя и удостаивается света Торы.

Выводить материалы