Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всегда ли велика сила, которая побеждает в душе человека? Сколь значим он сам и вся его жизнь?

Мудрецы прежних поколений «подобны ангелам» и в борьбе сил души

Всему этому необходимо дать более глубокое разъяснение.

Я опасаюсь об этом говорить публично… То, что я скажу, верно, но я сомневаюсь, раскрывает ли это истину во всей ее полноте. Однако суть и основа этого подхода несомненно верны.

Ясно, что злоязычие запрещено — мы не имеем права порочить людей. Однако случается, что у нас возникает желание рассказать нечто, вполне подпадающее под запрет злоязычия; и оно не ослабевает, даже если мы осознаем, что собираемся совершить отвратительный и запрещенный поступок! В нашей душе борются две силы. Нам хочется изыскать разрешение рассказать желаемое и все представить так, чтобы это не подпадало под запрет злоязычия, — и все же мы хорошо понимаем, что говорить этого не следует. Эти два желания борются между собой, и, в конце концов, побеждает одно из них. Удивительно! Конечно, мы не произнесем ничего, что нарушит запрет злоязычия в его строгой форме: это тяжкое преступление, о котором сказано: «Всякого, кто нарушает запрет злоязычия, надлежит бросить собакам»[15]. Наши мудрецы говорят: «За то, что Йосеф порицал своих братьев перед Яаковом, они натравили на него собак»[16]. Однако мы вполне способны позволить себе произнести то, что не столь однозначно подпадает под запрет злоязычия. В Талмуде сказано: «От трех видов скверны человек не может уберечься ни на день: от греховных мыслей, от недостаточной сосредоточенности в молитве и от злоязычия. Неужели речь идет о нарушении запрета на злоязычие? — спрашивает Талмуд — и отвечает: о речах, граничащих со злоязычием»[17]. Мы нередко понимаем, что нечто близко к злоязычию и все же рассказываем об этом, зачастую нарушая запрет Торы. Хотя мы ощущаем, что совершаем грех, одна из действующих в нас душевных сил склоняет чашу весов в свою сторону.

Но что же приводит к совершению этого греха? Одна из душевных сил перевешивает и принуждает поступить против желания души. Похожее произошло и с братьями Йосефа. Будучи святыми для Всевышнего, они оставались людьми и не смогли полностью возвыситься над материей. Все душевные побуждения, свойственные заурядным людям, сохраняются и в самых великих, хотя, безусловно, у них эти качества облечены в иную форму, измеряются совершенно другой мерой и проистекают из возвышенных источников.

Всегда ли велика сила, которая побеждает в душе человека? Сколь значим он сам и вся его жизнь? Находясь в мире, он ничего в нем не прибавляет и не исправляет, и с его смертью мир ничего не теряет[18]. Вся события его жизни, за редким исключением, — цепочка поступков, которые не оказывают существенного влияния на Творение; из своего приземленного мира он не достигает высших миров. Его силы начинаются в нижнем мире и здесь же заканчиваются. Так ли велика борьба сил в его душе, и так ли сильна победившая склонность? Велика ли будет сила, побуждающая его к действиям, и что он может внести в мир своими поступками?

Но корни великих перед Б-гом лежат в высших мирах, от них зависит все мироздание, их поступки связаны с высшими силами, борьба в их душах затрагивает высшие корни Б-жественного управления Творением. В их душах ангелы борются друг с другом! И когда один из них побеждает, это победа ангела, — торжествует его сила. Как велико побуждение к действию, и сколь существенны могут быть его результаты!

История Йеуды и Тамар

Мидраш рассказывает о Йеуде и Тамар: «И он свернул к ней на дорогу и сказал: позволь войти к тебе…»[19] Все это произошло против воли Йеуды[20]. В его душе шла борьба. Одна из сил одержала верх и побудила его действовать против воли. Мидраш рассказывает: «Йеуда хотел пройти мимо, но Всевышний послал ему навстречу ангела, распоряжающегося плотским влечением. Он спросил его: “Йеуда, почему ты проходишь мимо? От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?”»[21] Но как ангел плотского влечения связан с подобными вопросами?

В действительности борьба Йеуды началась не в его душе, а в высших корнях мироздания, возвышенных силах. Изначально это было противостоянием ангелов, которое позже проявилась в душе Йеуды столкновением различных сил. Мы не утверждаем, что в его душе боролись исключительно высшие духовные силы. Разумеется, в ней пробудились и приниженные побуждения, однако они были связаны с высшими корнями, и их причиной и источником были высшие силы. И когда одна из них победила, — это была победа высшей силы, и принуждение к действию было осуществлено силой ангела.

Мидраш рассказывает: «Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[22]. Какое волнение охватило высшие миры при сотворении света Царя Машиаха! Какие силы пришли в движение в высшем окружении Б-га, какие высокие властители вступили в борьбу друг с другом, сколько ангелов воевало между собой! И на земле эта высшая борьба отразилась в душе Йеуды в конфликте духовных сил.

От действия Йеуды зависели все основы мироздания и будущее исправление мира. Сколь велика была борьба в его душе, какие силы в ней противостояли друг другу, пока не победила одна из них! И как сильно было вызванное ею побуждение! Хотя здесь, в этом мире, Йеуда был движим только силами своей души, однако причиной, не позволившей ему пройти мимо Тамар, стал воззвавший к нему ангел: «От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»

И если Йеуда все же руководствовался и собственными душевными побуждениями, то Тамар, по словам наших мудрецов, «совершила свой поступок исключительно во имя Небес»[23]. Ведь для рождения Царя Машиаха необходимо чистое намерение в служении Б-гу.

Можем ли мы сравнить с великими заурядных и слабых людей, от которых не зависят основы мироздания и исправление мира, чьи силы начинаются и заканчиваются здесь, в этом мире, в границах их собственных душ? Весь их «уровень человека» исчерпывается их бренной жизнью. Сможем ли мы борьбу в их душах и мощь победившей силы сравнить с судьбами тех, чьи жизни связаны со всем мирозданием, чей «уровень человека» объемлет все миры? Борьба в душах великих — это сражения ангелов, и когда одна из сил побеждает, — это победа ангела. Он может быть добрым или злым, но, так или иначе, — это ангел!

Теперь мы можем понять, почему даже грех — результат победы силы зла — в нашем поколении не такой, каким был прежде. Это и имели в виду наши мудрецы, сказав: «Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение»[24]. Жизнь заурядного человека, чей уровень приземлен, подчинена случайностям, и его дурное побуждение — результат победы зла над добром в его приниженной душе. Однако и у него есть корень в высших мирах, ибо там основа всего: «Нет ни одной травинки, у которой не было бы своего созвездия в Небесах…»[25] А у великого человека не только духовные корни его дурного побуждения, но и оно само — высшая сила ангела. Поэтому и последствия дурного побуждения великого человека — иные и более значительные, чем грех заурядного.

Это позволит нам понять повествования Талмуда о раве Амраме и раби Акиве:

«Выкупленных из плена женщин разместили в Неардеа в доме рава Амрама, известного своей праведностью. Их поселили на втором этаже, а лестницу отодвинули. Лицо одной из них внезапно озарилось лучом света. Рав Амрам в одиночку поднял лестницу, которую не могли сдвинуть десять человек, и стал взбираться по ней наверх. Когда он добрался до середины, то изо всех сил ухватился за лестницу, чтобы удержаться на месте, и закричал: “Пожар в доме Амрама!” На его крики сбежались мудрецы… Они сказали ему: “Ты опозорил всех нас… ” Ответил рав Амрам: “Лучше испытать позор в этом мире, чем в Грядущем”. И дурное побуждение оставило его, выйдя из него вспышкой огня.

Раби Акива презирал совершающих грех прелюбодеяния. Однажды Сатан явился к нему в образе женщины на вершине пальмы. Раби Акива бросился к пальме и начал на нее взбираться. Когда он добрался до середины, Сатан оставил его, сказав: “Если бы о тебе не провозгласили на Небесах: будьте почтительны к раби Акиве и его Учению, я бы пролил твою кровь…”»[26]

Нам всегда было трудно это понять. Допустим, у великого человека побуждение к злу сильнее, чем у приниженного — но ведь и его стремление к добру тоже должно быть сильнее! А значит, соотношение доброго и дурного у великого и ничтожного должно быть одинаково! Наши рассуждения позволяют понять эти слова Талмуда. Дурное побуждение великого человека проистекает совсем из другого корня и источника, чем у заурядных людей, поэтому сила зла приводит его совсем к другим результатам.

Все, что происходит в мире до его окончательного исправления — это результат постоянного противостояния различных сил мироздания — борьба добра со злом. Зло стремится пересилить добро, пока не наступит полное исправление мира, когда Творение будет озарено светом добра — чистым и свободным от чуждых примесей.

Эта борьба берет свое начало в мире высших сил, в корнях всего мироздания, откуда нисходит вниз, в наш нижний мир, и достигает души человека. В ней же постоянно борются различные побуждения. В душе заурядного человека, чей уровень невысок, вся борьба происходит в этом мире. Именно в нем противоборствующие побуждения сражаются друг с другом, и только оттуда зло черпает свою силу, стремясь победить добро. Но в душе великого человека, чей уровень достигает корней всего мироздания, борьба противоположных побуждений начинается со столкновения этих корней в высших мирах. В эту борьбу вовлечены основы Б-жественного управления Творением, самые возвышенные сущности; и все они проявляются в душах великих. Ведь такие люди начинаются на высоте, которую достигают своим уровнем, а заканчивается в естестве их душ. В этом и состоит различие между великим и приземленным человеком. Жизнь и деяния великого человека достигают корней Творения, и в его душе, как и в жизни, отражается борьба высших сил. А поступки заурядных людей касаются лишь их частной жизни, и процессы, происходящие в их душах, — это локальная борьба добра и зла, не выходящая за их пределы. Хотя, разумеется, их добро и зло тоже являются воплощением в этом мире добра и зла, заложенных в высшие миры, ибо только благодаря существованию в высших мирах, они могут появиться внизу.

Изучая приведенный в Торе рассказ о продаже Йосефа, мы должны понимать, что поступки братьев соответствовали их величию. Поскольку силы их душ — это высшие силы, нет ничего удивительного в том, что результат победы одной из них был столь ошеломляющим. Общая идея такова: величие людей прежних поколений проявляется во всех их поступках — как праведных, так и грешных!

[15] Псахим 118а.

[16] Кли Якар, Берешит 37:2.

[17] Бава Батра 164б.

[18] По-видимому, наш учитель имеет в виду, что не в силах такого человека повлиять на развитие мироздания. Однако не вызывает сомнений, что каждый человек действует в мироздании как его часть. — Примечание редакции.

[19] Берешит 38:16.

[20] Ялкут Шимони 38:145.

[21] Там же.

[22] Берешит Раба 85:1.

[23] Берешит Раба 85:2.

[24] Сукка 52а.

[25] Берешит Раба 10:6.

[26] Кидушин 81а.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Лаг-баОмер — тридцать третий день омера, 18 Ияра — совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней периода счета омера. Читать дальше