Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В своих рассуждениях братья учитывали высшие тайны корней мироздания, исправления мира и цели существования Творения. Их мысли и расчеты охватывали обширнейшие сферы, в их умах и сердцах находили место самые возвышенные идеи, и когда они направляли свою мысль на любую проблему, их размышления были всеобъемлющи. Но именно поэтому столь значимыми могли оказаться и совершенные ими ошибки!

Возвышенность мышления великих

Хотя, благодаря нашему объяснению, эта история стала более понятной, все же наши сердца не могут с ней смириться. Если причиной несправедливого приговора Йосефу действительно стали упрощенные душевные качества, можно было бы ожидать, что при этом также проявятся и добрые чувства, которые стали бы щитом против дурных побуждений и вернули братьев к справедливости и истине. Но возникает самый главный вопрос: почему такого не случается даже с нами, над кем безгранично властвуют приниженные побуждения, у кого тяга к злу прочна как «тележные канаты»? Ведь мы никогда не слышали, чтобы в наше время хоть кто-то принял столь безжалостное решение, и в результате произошли столь ужасные события.

Все это по-прежнему непонятно. В действительности, ход мысли заурядного человека разительно отличается от мышления великого. Заблуждения невежды не похожи на ошибки мудреца. Приземленному человеку почти не в чем ошибиться. В небольшой рощице, где растут лишь несколько деревьев, заблудиться невозможно, но в густом бескрайнем лесу, пересеченном множеством тропинок, опасность потеряться очень велика. Когда мы проводим элементарные расчеты с простыми числами, то ошибаемся крайне редко, однако и в случае просчета ошибка будет несущественной. Но при сложных расчетах с большими числами и множеством математических операций ошибка гораздо более вероятна и существенна.

Все знания заурядного человека зыбки, его горизонт узок, а расчеты элементарны. В чем ему ошибиться, и как далеко его может завести совершенная им ошибка?! Однако великие прежних поколений в своем мышлении оперировали множеством параметров, у них было огромное количество необычайно возвышенных соображений, их рассуждения были связаны с высочайшими и вознесенными тайнами.

В книге Зоар сказано: «Яаков любил Рахель, поскольку знание тайны Творения и корней душ открыло ему, что окончательное исправление мира может быть осуществлено в первую очередь ее сыновьями»[11]. Зоар разъясняет, что окончательное исправление, которое в конце дней осуществит в мире народ Израиля, будет достигнуто в первую очередь коленами Йосефа и Биньямина. Поэтому Яаков и любил Йосефа больше других братьев, а они завидовали Йосефу. И когда братья заметили, что Йосеф порицает их перед отцом, то испугались, что Яаков отдалит их, и они будут отторгнуты от общины Израиля; строителями Дома Израиля станут только потомки Йосефа, а у остальных колен не будет в этом доли. В этом они видели для себя смертельную опасность и сочли возможным применить закон: «если некто угрожает твоей жизни, убей его прежде».

В своих рассуждениях братья учитывали высшие тайны корней мироздания, исправления мира и цели существования Творения. Их мысли и расчеты охватывали обширнейшие сферы, в их умах и сердцах находили место самые возвышенные идеи, и когда они направляли свою мысль на любую проблему, их размышления были всеобъемлющи. Но именно поэтому столь значимыми могли оказаться и совершенные ими ошибки!

В анализе поступков человека, с которым ты близко знаком, ошибиться почти невозможно. Ты знаешь ход его мысли, его сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки! И даже если ошибешься — существенна ли будет эта ошибка? Совсем иначе оценивается деяние великого человека, душа которого неохватна, а мышление — безбрежно, как океан. В этом случае можно ошибиться во многом, и ошибка может быть сколь угодно большой: ведь душа такого человека связана с великими тайнами высших миров, и он может исправить или причинить вред всему миру малейшим движением своей души.

Наш праотец Яаков передал Йосефу всю Тору, которую изучил в Доме Учения Шема и Эвера, и постиг высшую мудрость. Какие глубины мироздания охватывало его мышление, сколь возвышенные тайны были ему открыты, какими высокими идеями он жил! Как широка была его душа, как много разнообразных и противоречивых сил она в себе сочетала, насколько всеобъемлющим было его мышление, как велики и многочисленны проблемы, которые он был способен решить! Поэтому даже жившие с ним со дня его рождения братья могли совершить в отношении него столь ужасающую ошибку.

В оценке заурядной личности невозможно ошибиться, но, пытаясь понять возвышенного человека, легко прийти к заблуждению. В мировой истории зачастую случалось, что выводы о великих были ошибочными, и это было связано именно с их неординарностью. Вознесенный человек придерживается некой позиции, проявляет удивительные способности в определенном направлении, а затем внезапно, как кажется со стороны, перечеркивает все достигнутое и действует совершенно противоположным образом.

Итак, ошибка, совершенная братьями в отношении Йосефа, свидетельствует о вознесенности «Колен Израиля», величии их душ, широте мышления и видения.

Это — тоже буквальный смысл Писания!

Все, что мы сказали о продаже Йосефа, непосредственно следует и из буквального смысла Писания. Однако мы нигде не находим, чтобы Тора упрекнула «Колена Израиля» в содеянном. Из этой главы и из последующих, приведенных в Торе разговоров братьев между собой и с Йосефом, следует, что они все сделали так, как подобает мудрецам и праведникам. Надо понять, что продажа Йосефа — это следствие их ошибки в рассуждениях и расчетах. Возможность ее совершения свидетельствует о величии братьев и их огромной духовной силе. Тора раскрывает нам только главную причину, повлиявшую на все их поступки. И хотя корень их заблуждения, которое привело к продаже Йосефа, пребывал в высоких и недоступных нам сферах, все же в своем буквальном повествовании Тора рассказывает нам, что, с точки зрения Всеведущего, Который знает и нарекает истинным названием внутреннюю суть всякой вещи, первичной причиной, направившей братьев к мысли о продаже Йосефа, стало упрощенное душевное чувство: «И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев, и возненавидели его…»[12]

Очередной раз мы убеждаемся в истинности Торы. Она не приукрашивает великих и преданных ей людей, раскрывает нам внутреннюю суть каждого события и повествует об истине как она есть. Тора — это Учение Жизни, которое мы можем воспринять от великих прежних поколений Израиля — Знание, заключенное, в том числе, в их заблуждениях и ошибках.

Все это можно найти даже в буквальном смысле Торы. Только из-за слабости нашего мышления нам представляется, что это понимание выходит за рамки буквального значения. На эту главу Торы (глава Ваешев) есть замечательный комментарий Рашбама:

«Постигните и поймите, мои друзья, что какие бы смыслы Торы нам ни открыли наши учителя, “Писание не отходит от своего буквального смысла…” И рабейну Шломо (Раши), отец моей матери, Светоч изгнания, составивший комментарии на Тору, Пророков и Писания, объяснял именно буквальный смысл. И я, Шмуэль, сын раби Меира, его зятя, благословенной памяти, обсуждал это с ним самим и с другими мудрецами в его присутствии, и он согласился со мной, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие новым пониманиям буквального смысла Писания, возникающим каждый день»[13].

Все так и есть! Буквальный смысл Писания обновляется каждый день! Поколения мельчают, и изменяется буквальное понимание. То, что прежде казалось очевидным и составляло буквальный смысл, сегодня — сокровенная тайна, а прямой смысл состоит уже в чем-то другом. Буквальное понимание Торы поколения Раши изменилось уже в следующем поколении. Для нас буквальный смысл упростился еще больше: нам кажется, что рассказ о поступке братьев Йосефа, как мы его воспринимаем, и есть буквальный смысл Торы. Но на самом деле буквальный смысл Писания — это не нечто конкретное и неизменное — у каждого стиха есть множество различных буквальных смыслов. Например, сказано в Торе: «Йосефу было семнадцать лет, и он пас скот вместе со своими братьями, и он юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы, жен его отца, и приносил Йосеф о них худую молву их отцу»[14]. Если глубоко не задумываться над смыслом этого стиха Торы, то можно увидеть в нем только повествование о том, что Йосеф был близок к сыновьям Билги и Зилпы и сообщал отцу об их проступках. Но стоит углубиться в содержание стиха, и мы увидим, что он свидетельствует о величии Йосефа. Природе человека свойственно покрывать недостатки тех, кто ему близок. Йосеф же «юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы», и все же он сообщал отцу о замеченных в них недостатках, поскольку беспокоился об исправлении их душ. То же самое относится к любому стиху Торы: его буквальный смысл для каждого человека свой и соответствует его уровню!

[11] Зоар, Берешит 153б.

[12] Берешит 37:4.

[13] Рашбам, Берешит 37:1.

[14] Берешит 37:2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше