Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ненависть, прикрытая одеждами «конструктивной критики» преследует, как мы знаем, не только Гарри и Меган, но и каждого мало-мальски известного человека

С тех пор, как британский принц Гарри и его жена Меган объявили, что решили начать новую жизнь, и сняли с себя все титулы и полномочия, люди во всех концах света побросали свои дела и погрузились в упоительное осуждение: отдельно — Меган за то, что она подчинила себе принца, отдельно — Гарри, за то, что он пренебрег традициями семьи, и обоих вместе — за что-то там еще. Если честно, вчитываться не захотелось.

Хотя многие евреи, которые в теории прекрасно знают о вреде сплетен и живут в мире, бесконечно далеком от светских хроник, тешат себя мыслью, что они «отдыхают» и «отвлекаются от повседневных забот» за прочтением статей на тему последних событий в королевской семье.

Причем объединяет всех авторов и комментаторов одно: они прекрасно знают, кому как следует поступать. Суровая и субъективная критика нарастает как снежный ком: ведь под каждым сообщением можно оставлять комментарии. И не обязательно вникать в подробности событий, можно просто выплескивать в интернет свое плохое настроение, вызванное отсутствием смысла и содержания в своей собственной жизни.

У этого нового явления даже есть название: «хейтерство», от английского слова «хейт» — ненависть. Как мы можем знать на самом деле, хорошее решение кто-то принял или плохое, правильное или неправильное, если мы не знакомы ни с самими людьми, ни со всеми деталями и обстоятельствами их жизни? Не знаем и знать не можем, но хейтеру отсутствие информации — не помеха, ведь ее можно безболезненно дофантазировать.

Ненависть, прикрытая одеждами «конструктивной критики» преследует, как мы знаем, не только Гарри и Меган, но и каждого мало-мальски известного человека. Мы не только живем в мире, где царят безжалостные негативные суждения, но и сами автоматически сначала думаем негативно, и только благодаря работе над собой позволяем позитивному мышлению возобладать.

На концерте певицы используется фонограмма? Наша реакция: «Держат народ за дураков». Бизнесмен уехал в отпуск? — «Наворовал денег и транжирит». Парламент принял новый закон? — «Ерундой занимаются, лучше бы… (вставить пропущенное)». И даже так: пожертвовал на благотворительность — отмывает деньги, усыновил больного ребенка — чтобы улучшить жилищные условия. Организовали изысканную свадьбу — пускают пыль в глаза, организовали скромную свадьбу — прибедняются. Одевают детей из гмахов — на детях экономят, а сами новую машину купили. Одевают детей прилично — совсем разбаловали, один гашмиют (материальность) на уме.

Знакомые высказывания? А если не высказывания — то мысли и выражения лиц? Почему мы так уверены, что понимаем жизнь других людей? Почему мы так убеждены в их неправоте?

Получая постоянные «инъекции» в виде реалити-шоу, телевизионных конкурсов, клиентских критических отзывов, мы постепенно теряем чувствительность к той боли, которую испытывает пристыженный, обиженный, осуждаемый человек. Для нас это развлечение. В конце концов, когда эти люди решили стать: политиком, актером, принцессой — они же знали, на что идут! Всем известно, что если ты общественная фигура, тебя будут о(б)суждать!

Вообще-то, мы в курсе, что в иудаизме грех сплетен и злословия по тяжести приравнивается к убийству человека, разврату и идолопоклонству. «Но мы же сами не сплетничаем — мы только читаем…» или «От моих мыслей по поводу светской хроники никто не страдает…» или «Про них уже столько всего сказано и написано, что мой единственный комментарий ничего не меняет…»

Мы изощряемся в самооправданиях, хотя эта «оправдательная» функция мозга была дана нам ровно для противоположного, и хорошо бы нам понять, что если критика и хейтерство стали нормой жизни, это не только не отменяет данного нам повеления судить ближнего благосклонно, но и требует от нас особенно усилить свои старания.

Читаем в книге Ваикра (19:15-16): «По правде суди ближнего твоего, по правде суди ближнего твоего Не ходи соглядатаем в народе твоем…». Объясняет Раши, что судить по правде — это значит, не подозревать в дурном, судить с лучшей стороны. А объяснение Раши фразы «не ходи соглядатаем» в наше время приобретает невиданные в прежние времена масштабы: «Потому что все, кто сеет раздоры и разносит злословие, ходят по домам своих ближних и выслеживают в надежде увидеть или услышать что-либо дурное и рассказать всем».

Раньше, чтобы услышать что-либо дурное и рассказать всем, надо было не полениться, выйти из дома, придумать повод зайти к людям, надеть маску приветливости, потом в той же маске зайти к другим людям и не снимать ее, перемывая соседям кости, — а на это не каждый способен. Сейчас все это можно сделать в пару кликов и несколько клацаний по клавиатуре, причем масок никаких не надо, ведь хейтерство — в порядке вещей.

Все наши действия в этом мире оказывают влияние на Высшие Миры. Учит нас Хафец Хаим, что если человек обращается с другими милосердно, то он вызывает качество милосердия в Высших Мирах и заслуживает милосердного отношения к себе со стороны Небес. Если он выбирает бескомпромиссность, то направляет меру Суда по отношению к самому себе.

Так кому же, как не нам, евреям, и когда, как не сейчас, когда окончательное Избавление так близко, начать сеять вместо ненависти и критиканства — милосердие и эмпатию? Составлять не критические отзывы под новостями, а списки оправданий людских поступков? Ведь речь идет не о злодеях, подобных Калигуле, Гитлеру, Сталину или Бандере, а об обычных людях, с их достоинствами и недостатками. О людях, которые, как и мы, совершают ошибки и которым, как и нам, так нужно сочувствие и сострадание. О людях, которым, как и нам, бывает больно, стыдно и страшно. Кто-то остался в раннем возрасте сиротой. У кого-то были слишком строгие родители. Кому-то не удалось закончить учебу. Кто-то не был наделен привлекательной внешностью.

Привычка искать людям оправдания, видеть в их поступках положительное, а не негативное, привычка плодить добро, милосердие, любовь и понимание, а не презрение и злобу — не только непосредственно привносит благословение в нашу жизнь, но и в более глобальном смысле — приближает конечное Избавление.

Известно, что у зла есть конец, а добро — бесконечно. Добро побеждает зло не только в сказках, но и в самой настоящей реальности, и зло будет бесповоротно побеждено в Конце Времен. Хотим ли мы в этой схватке быть на стороне победителей — или побежденных?..


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»