Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя получать удовольствие от этого мира без благословения. Насладившийся чем-либо без брахи — взял не свое.

 

ברכות הנהנין — «бирхот анеенин»

1. «Всевышнему принадлежит земля и все, чем она полна» («Теилим» כ״ד,א׳). Людям дано право наслаждаться миром, принадлежащим Творцу, но перед этим они должны произнести благословение, в котором они как бы просят разрешения у Него на пользование вся!ческими благами.

Говорят мудрецы: «Нельзя получать удовольствие от этого мира без благословения. Насладившийся чем-либо без брахи — взял не свое».

В бирхот анеенин мы благодарим и восхваляем Бога, наделяющего нас Своим добром.

2. Перед едой и питьем — даже если их количество крайне мало — произносят соответствующее благословение. При этом продукт или сосуд с питьем держат в правой руке (левша — в левой).

3. Нельзя делать перерыв между брахой и едой. Если был сделан перерыв во времени, однако благословивший не разговаривал, он не должен повторить браху при условии, что мысленно не отвлекся от трапезы.

Если же он разговаривал в перерыве между благословением и едой о чем-либо постороннем — то должен повторить благословение.

4. Различные виды еды требуют соответствующих им благословений. Перечислим наиболее распространенные случаи:

* на пироги, лапшу, вафли и другие мучные продукты (кроме хлеба), сделанные из «пяти злаков» — говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מיני מזונות״

«Пять злаков», имеющиеся здесь в виду. — это пшеница, ячмень, полба, овес и рожь.

На сваренный рис также благословляют: ״בורא מיני מזונות״, но после еды произносят:״בורא נפשות רבות״, а не ״על המחיה״ (см. глава 14-я, закон 1).

* на вино благословляют:

׳ברוך אתה ה׳ אל'קינו מלך העולם בורא פרי הגפן״: Особое благословение на вино установлено ввиду его важности.

* на фрукты говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקיני מלך העולם בורא פרי העץ״ Отметим, что на авокадо произносят ״בורא פרי העץ״, но когда его едят вместе с хлебом, сделав браху ״המוציא״, то на авокадо не требуется отдельного благословения.

* на овощи (в том числе арбуз, бананы и т.п.) говорят:

.״ברוך אתה ה׳ אלקיני מלך העולם בורא פרי האז־מה״

* на нерастительные продукты, например: сыр, творог, яйца, мясо, рыбу и т.п., а также на напитки (включая соки из фруктов и овощей) благословляют:

.״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם שהכל נהיה בז־ברו״

Благословения на ароматы

Перед обонянием приятного запаха, говорят специальное

благословение:

* если аромат исходит от трав, говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו*מלך העולם,בורא עשבי ?שימים״

* от деревьев (их цветков, листьев, ветвей) —

״ברוך אתה ה׳ ולקינו מלך העולם בורא עצי בשמים״

* от плодов —

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הנותן ריח טוב כפירות״ (или ״אשר נתן ריח טוב כפירות״)

* если запах исходит не от деревьев, трав или плодов — то говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם בורא מיני בשמים״

Произнеся по ошибке это благословение на ароматы, исходящие от трав, деревьев или плодов, не следует говорить повторно соответствующую им браху.

Порядок предпочтения брахот

5. Если человек собирается есть несколько различных видов пищи, то он должен следовать определенным правилам при установлении очередности благословений.

Если требуется произнести несколько различных видов брахот, то порядок таков: ״שהכל נהיה״(5,״אדמה״(4,״עץ״(3,״גפן״(2,״מזונות״ (1.

При равных благословениях, например на два пирожных или на два фрукта и т.п. благословляют тот из них, который цел, если один цел, а второй нет; на тот из них, который больше по размеру; на тот из них, который больше нравится человеку и т.д. В таком случае, при разных достоинствах продуктов, порядок следующий: целый благословляется прежде, чем нецелый, который больше нравится; тот, который больше нравится, благословляется раньше, чем большой; целый раньше, чем большой.

Плоды деревьев, относящиеся к т.н. «семи видам», которыми прославилась земля Израиля — ״שבעת המינים״— благословляются прежде, чем другие. Среди этих плодов очередность следующая: 1) маслины, 2) финики, 3) виноград, 4) инжир, 5) гранат.

6. Ошибившийся в благословении в ряде случаев должен заново сказать соответствующую браху, например: сказавший на овощи ״בורא פרי העץ״, должен заново благословить ״בורא פרי האדמה״. Наоборот, сказавший на фрукты ״בורא פרי האדמה״ — не говорит заново правильное благословение, так как дерево растет из земли. Произнесший на все виды пищи ״שהכל נהיה בדברו״, не благословляет заново.

7. Принимая лекарства, надо благословлять перед ними и после них только в том случае, когда их вкус приятен. (Браха после них говорится в случае, когда они приняты в размере «кезаит», если это твердое вещество, или «ревиит» — если жидкое). Если их вкус неприятен и они не принимаются с целью насыщения, браха не говорится.

На воду произносят браху, только если пьют ее с целью утоления жажды. Если же запивают лекарство, или, поперхнувшись, пищу и т.п., то не благословляют. Однако, если для этого употребляют-ся другие напитки, нужно благословить, так как получают удоволь-ствие от их вкуса.

8. Существуют различные мнения, следует ли произносить

браху в случае, если лишь пробуют еду и при этом проглатывают ее (например, при варке). Поэтому, пробуя и глотая пищу, лучше сразу рассчитывать на получение удовольствия (а не только на оп-ределение вкуса), и в таких случаях благословить.

9. Перед тем, как есть влажные продукты, например, вымытые и еще влажные фрукты, или еду, политую соусом и т.п., следует омыть руки (без брахи ״על נטילת ידים״).

Это распространяется на те виды продуктов, которые обычно едят, держа в руках, а не ложкой или вилкой, даже если на этот раз пользуются ложкой или вилкой.

10. Когда едят два продукта: один — как основной, а другой — как второстепенный, обогащающий или изменяющий вкус основного, то произносят браху только на главный. Практически же в конкретных случаях следует обращаться за советом к сведущему человеку, так как исполнение этого правила зависит от вида продуктов и привычек их употребления.

11. Если человек собирается есть мучные изделия в количестве, достаточном для большинства людей, чтобы насытиться, то он поступает как во время обычной трапезы с хлебом, т.е. совершает омовение рук, произносит ״על נטילת ידים״, затем ״המוציא״, и после еды — биркат амазон.

По Хазон Иш, объем до 200 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ, до 168 см3 наверняка еще не достигает этого количества. «Мишна Брура» устанавливает, что омовение рук, благословение ׳׳המוציא״ и биркат амазон произносятся только, если едят мучные изделия в количестве, достаточном для утренней или вечерней трапезы, что превышает указанные выше объемы.

Поэтому, в случае если человек собирается есть печенье, пироги и т.п. в указанных количествах, то лучше всего перед этим благословить на хлеб.

12. На овощи и фрукты, измельченные или растертые таким образом, что невозможно определить в них их первоначальную форму и строение, произносят ״שהכל נהיה בדברו״. Однако, если сохранились следы внутреннего строения и формы — говорят соответствующую браху ״פרי האדמה״ или ״פרי העץ״, даже если их измельчили. На те фрукты или овощи, которые едят обычно в совершенно измельченном, протертом и т.п. виде — говорят — ״פרי העץ״ или ״פרי האדמה״, даже если нет никаких следов первоначального вида.

Желательно в конкретных случаях прибегнуть все же к совету сведущего человека.

 


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.