Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перед Йом-Кипуром. Пять запретов поста.

Мицва есть больше обычного в канун Йом Кипура. ХАЗАЛ говорят, что велико значение этой заповеди и тому, кто ест 9-го тишрея, и постится 10-го тишрея — это засчитывается как два дня поста.

Едят перед Йом Кипуром не тяжёлую пищу, после которой трудно поститься, а лёгкую, не острую еду.

Мицва совершить омовение в микве перед Йом Кипур. Лучше сделать это до минхи с тем, чтобы произнести видуй очищенным.

Совершают перед наступлением поста трапезу — сеуда мафсекет.

Следует прекратить есть и начать поститься до захода солнца, чтобы добавить время от будней к Святому Дню. По той же причине на исходе Йом Кипура следует продолжить пост и после наступления ночи ( צאת הכוכבים ).

Тот, кто хочет оставить для себя возможность есть и пить после завершения сеуда мафсекет до времени наступления поста, должен сказать об этом вслух или мысленно обусловить такую возможность до биркат амазон, показывая этим, что ещё не принял на себя законы поста.

Следует почтить этот день чистой одеждой, зажжением свечей, несущих свет и радость. Столы перед наступление Йом Кипура покрывают белыми скатертями так же, как и перед субботой.

С приближением Святого дня открываются Врата Милосердия, поэтому по традиции перед тем, как идти в синагогу, родители благословляют детей на новый счастливый год и желают им, чтобы они были верны дорогам Торы и, изучая ее, духовно возвысились, а также желают им удачи во всех их делах. В некоторых махзорах приводится текст такого благословения.

В самый канун Йом Кипура до захода солнца одевают талит гадоль, произнеся предварительно соответствующую браху, и остаются в нём в течение всей вечерней молитвы.

Существует обычай одевать в Йом Кипур белые одежды, чтобы зримая их чистота символизировала наше духовное очищение в этот святой день, уподобляя нас ангелам, служащим Всевышнему.

Приходят в синагогу до захода солнца, чтобы приготовиться должным образом к молитве Святого дня. Перед первой молитвой Йом Кипура «כל נדרי» — «Кол нидрей» — многие произносят «תפילה זכה» — «Тфила зака» , где содержится видуй.

Зажигание свечей перед Йом Кипур

Перед наступлением Йом Кипура зажигают свечи. В Йом Кипур, как и в субботу, женщина сначала зажигает свечи, а затем благословляет:

«ברוך אתה ד’ אלקינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של יום הכפורים».

Если Йом Кипур выпадает на субботу, то говорят:

«נר של שבת ושל יום הכיפורים».

После этого женщины благословляют: «שהחינו».

Принято, чтобы мужчины также зажигали свечу перед Йом Кипуром без благословения.

Зажигают свечи в память умерших родителей.

Пять запретов поста в Йом Кипур.

В Йом Кипур ночью и днём соблюдают пять запретов поста ( «ענוים» — «инуим» , дословно: «мучения» ).

  • אכילה ושתיה — «ахила вештия» : нельзя ничего есть и пить даже в небольших количествах. Нельзя чистить зубы или полоскать рот.

Начиная с девяти-десяти лет, приучают детей поститься несколько часов ( «תענית שעות» — «таанит шаот» ), в меру сил ребёнка. Также приучают детей не мыться и не носить кожаную обувь на протяжение всего дня.

  • רחיצה — «рехица» : запрет мыться. Когда омывают руки, просыпаясь утром, или выходя из туалета, выливают воду на пальцы лишь до ладони, памятуя, что нельзя получать удовольствие от этого омывания.

Но коаним, перед тем как благословлять, омывают руки до запястья.

  • סיכה — «сиха». В Йом Кипур запрещено пользоваться мазями, маслами для натирания и другой косметикой.
  • נעילה — «неила». Запрещено обувать кожаную обувь, даже если из кожи сделана только одна её составная часть, например, только подошва или только верх или ремешок.
  • תשמיש — «ташмиш». В Йом Кипур запрещены супружеские отношения, мужу нельзя даже прикасаться к жене.

Пять запретов поста можно нарушить, если существует опасность для жизни. Больной, состояние здоровья которого может резко ухудшиться, если он будет поститься, должен есть и пить в Йом Кипур.

В таких случаях нужно заранее посоветоваться с раввином, как поступить, так как по возможности следует ограничить порции до определённых количеств, предусмотренных законом, есть с определёнными промежутками времени и т.д.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.