Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«С каждым днём человек приближается к смерти»Раби Нахман из Бреслава
По материалам газеты «Истоки»

В среде русских евреев он называется Йом-Кипуром, Днем Искупления. Кипур — искупление, выкуп, выплата в обмен на освобождение, прощение. И действительно, перед Йом-Кипуром принято больше чем обычно жертвовать бедным. Общее правило сформулировано в словах молитвы: Раскаяние, молитва и цдака (помощь бедным) отменяют строгое постановление Высшего Суда.

Йом-Кипур — день поста. Длится он с вечера до вечера. Для него установлены пять запретов: на еду (и питье), умывание, умащивание тела, ношение кожаной обуви и на близость между полами. Запрет касается любого количества пищи и любого глотка воды или другой жидкости. Есть и пить можно только роженицам в первые дни после родов, маленьким детям и тяжело больным, — последним ровно столько, сколько оправдывается их состоянием. Больной, которому врачи велели есть в Йом-Кипур, не имеет права поститься. В противном случае он самоубийца. А про самоубийц в Торе сказано: «Даже вашу кровь спрошу с ваших душ» (Берешит 9).

Кроме запретов поста, во время Йом-Кипура действуют все субботние запреты на работу, ибо Йом-Кипур — Суббота суббот.

Перед постом Йом-Кипура устраивают трапезу. После чего собираются в синагогах на чтение молитвы Коль Нидрей, в которой мы просим у еврейского суда отменить все наши забытые невыполненные клятвы и обеты. О клятвах, которые мы помним, просить нельзя — их надо выполнить.

Йом-Кипур — единственный день в году, когда мы читаем не четыре молитвы, как по субботам и в остальные праздники, а пять — прибавляя молитву Неила. Она — вершина Йом-Кипура. В ней мы в последние минуты уходящего дня еще раз просим Творца простить нас за все проступки, преступные слова и помыслы. На ее исходе трубят в шофар и провозглашают «В следующем году — в обновленном Иерусалиме!» — подразумевая под обновлением грядущую геулу, освобождение еврейского народа.

Йом-Кипур заменяет собой Храм, существовавший в частности для того, чтобы евреи могли искупить свои грехи. Теперь грехи нашего народа прощаются в Йом-Кипур, на исходе которого, говоря словами пророка Йоны, «отказывается каждый от своей дурной дороги».

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.