Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если придёт царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о царях и о войне 11, 4
Правила произнесения благословений над различными видами изделий

Благословения после еды и питья

1. После того как едят что-либо в количестве «кезаит» и больше, или пьют в количестве «ревиит» и больше, произносят соответствующее благословение. Эту браху говорят только, если пища в количестве «кезаит» была съедена за время, называемое ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу мер в конце главы 15-й).

Если человек помещает в рот единовременно и съедает что-либо цельное (например, цельную виноградину с косточкой, зерно граната, горошину или сардинку), то есть мнения, что следует благословить после еды, несмотря на то, что не было съедено количество «кезаит». Поэтому, чтобы избежать сомнений, следует в таком случае дополнить еду до количества «кезаит».

Благословение ״מעין שלש״ — «мёэйн шалош»

2. После того, как едят мучные изделия из пяти злаков (пшеница, ячмень, полба, овес, рожь), иди фрукты из тех, которыми славится Эрец Исраэль (виноград, инжир, гранаты, маслины, финики), а также пьют вино, произносят браху «меэйн шалош» («наподобие трех» первых благословений, имеющихся в биркат амазон, так как в ней упоминается вкратце их основное содержание).

3. Начальная и заключительная части брахи изменяются в зависимости от вида продукта:

на мучные изделия из пяти злаков (пироги, вафли, вермишель, манка и т.д.) говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם על המחיה ועל הכלכלה וכו׳״

на вино —

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם על הגפן ועל פדי הגסן וכו׳״

на плоды из «семи видов» —

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלף העולם על העץ ועל פדי העץ וכו׳״

Полный текст этих благословений приводится в сидурах.

4. Если человек съел сразу несколько из перечисленных выше видов еды (например, мучные изделия и вино), он говорит общую браху на все.

Ее текст также приводится в сидурах.

В субботу, праздники и рош ходеш (первый день еврейского месяца) в благословении «меэйн шалош» произносят соответствующие добавления, текст которых приводится в сидурах. Но забыв их произнести, не повторяют благословение.

По мнению Гаона из Вильны, браху после мучных изделий надо сказать на том же месте, где ел, и сидя, как при биркат амазон. По мнению некоторых законоучителей, это относится и к плодам из «семи видов».

В любом случае правильнее не менять места, пока не будет сказано благословение.

Благословение ״בורא נפשות״

5. На все остальные виды еды и питья, на которые не говорят биркат амазон или браху «меэйн шалош», благословляют

״בורא נפשות רבות וחסרונן — על כל מהסברא להחיות בדזם נפש כל חי.

ברוך חי העולמים״

(если съедено хотя бы «кезаит» и выпито хотя бы «ревиит»). Лучше сказать браху прежде, чем покинул то место, где ел.

6. В этом благословении содержится благодарность Богу, создавшему все живое — ״נפשות״ и то, что необходимо для поддержания их существования —״חסרונן״, как вода и хлеб. В словах

״על כל מה שברא להחיות בהם נפש כל חי״ выражают благодарность Богу за то, что Он создал в дополнение к насущным вещам еще и все то, что доставляет удовольствие человеку, даже если дарованное не столь необходимо.

7. Брахот ״בורא נפשות״ и ״מעין שלש״ не заменяют друг друга. Однако тот, кто ел фрукты из «семи видов» и, кроме того, другие фрукты (например, яблоки), благословляет только ״מעין שלש״ и не говорит браху ״בורא נפשות״.

Есть правила, определяющие также, когда браха, сказанная на

вино (перед питьем и после него), освобождает от необходимости благословить другие напитки.

Если человек насытился едой и не произнес браху сразу по ее окончании, то он может благословить и позже, но до того, как проголодался снова.

Тот, кто поел немного и не насытился, может произнести браху лишь в течение 72 минут после окончания еды.


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...