Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правила произнесения благословений над различными видами изделий

Благословения после еды и питья

1. После того как едят что-либо в количестве «кезаит» и больше, или пьют в количестве «ревиит» и больше, произносят соответствующее благословение. Эту браху говорят только, если пища в количестве «кезаит» была съедена за время, называемое ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу мер в конце главы 15-й).

Если человек помещает в рот единовременно и съедает что-либо цельное (например, цельную виноградину с косточкой, зерно граната, горошину или сардинку), то есть мнения, что следует благословить после еды, несмотря на то, что не было съедено количество «кезаит». Поэтому, чтобы избежать сомнений, следует в таком случае дополнить еду до количества «кезаит».

Благословение ״מעין שלש״ — «мёэйн шалош»

2. После того, как едят мучные изделия из пяти злаков (пшеница, ячмень, полба, овес, рожь), иди фрукты из тех, которыми славится Эрец Исраэль (виноград, инжир, гранаты, маслины, финики), а также пьют вино, произносят браху «меэйн шалош» («наподобие трех» первых благословений, имеющихся в биркат амазон, так как в ней упоминается вкратце их основное содержание).

3. Начальная и заключительная части брахи изменяются в зависимости от вида продукта:

на мучные изделия из пяти злаков (пироги, вафли, вермишель, манка и т.д.) говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם על המחיה ועל הכלכלה וכו׳״

на вино —

״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם על הגפן ועל פדי הגסן וכו׳״

на плоды из «семи видов» —

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלף העולם על העץ ועל פדי העץ וכו׳״

Полный текст этих благословений приводится в сидурах.

4. Если человек съел сразу несколько из перечисленных выше видов еды (например, мучные изделия и вино), он говорит общую браху на все.

Ее текст также приводится в сидурах.

В субботу, праздники и рош ходеш (первый день еврейского месяца) в благословении «меэйн шалош» произносят соответствующие добавления, текст которых приводится в сидурах. Но заб{>1в их произнести, не повторяют благословение.

По мнению Гаона из Вильны, браху после мучных изделий надо сказать на том же месте, где ел, и сидя, как при биркат амазон. По мнению некоторых законоучителей, это относится и к плодам из «семи видов».

В любом случае правильнее не менять места, пока не будет сказано благословение.

Благословение ״בורא נפשות״

5. На все остальные виды еды и питья, на которые не говорят биркат амазон или браху «меэйн шалош», благословляют

״בורא נפשות רבות וחסרונן — על כל מהסברא להחיות בדזם נפש כל חי.

ברוך חי העולמים״

(если съедено хотя бы «кезаит» и выпито хотя бы «ревиит»). Лучше сказать браху прежде, чем покинул то место, где ел.

6. В этом благословении содержится благодарность Богу, создавшему все живое — ״נפשות״ и то, что необходимо для поддержания их существования —״חסרונן״, как вода и хлеб. В словах

״על כל מה שברא להחיות בהם נפש כל חי״ выражают благодарность Богу за то, что Он создал в дополнение к насущным вещам еще и все то, что доставляет удовольствие человеку, даже если дарованное не столь необходимо.

7. Брахот ״בורא נפשות״ и ״מעין שלש״ не заменяют друг друга. Однако тот, кто ел фрукты из «семи видов» и, кроме того, другие фрукты (например, яблоки), благословляет только ״מעין שלש״ и не говорит браху ״בורא נפשות״.

Есть правила, определяющие также, когда браха, сказанная на

вино (перед питьем и после него), освобождает от необходимости благословить другие напитки.

Если человек насытился едой и не произнес браху сразу по ее окончании, то он может благословить и позже, но до того, как проголодался снова.

Тот, кто поел немного и не насытился, может произнести браху лишь в течение 72 минут после окончания еды.


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше