Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Шмита, Раб, Рамбам, Проценты, Ссуда, Долги
231-я заповедь – запрещение отказывать в ссуде из-за того, что в субботний год долг будет аннулирован. Писание предостерегает от подобной мысли, говоря: “Остерегайся, чтобы не было в твоем сердце злого умысла и не подумал бы ты: “Приближается седьмой год, год прощения...”, и чтобы не озлилось твое око на нищего брата твоего и ты не дал бы ему – он же возопит на тебя Ашему и будет на тебе грех” (Дварим 15:9).
И сказано в Сифри: “Остерегайся, чтобы...” – это заповедь “Не делай”. Т.е. два этих слова, соединенные вместе, усиливают друг друга и указывают на то, что в данном речении содержится запрет Торы.
232-я заповедь – запрещение уклоняться от оказания материальной помощи и поддержки нашим неимущим братьям, в случае, когда нам известно их стесненное положение и когда мы располагаем средствами, чтобы поддержать их. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ожесточи своего сердца и не сожми своей руки перед нищим братом твоим” (Дварим 15:7). Это запрет вести себя скаредно и уклоняться от предоставления материальной помощи нуждающимся.
233-я заповедь – запрещение отсылать с пустыми руками раба-еврея, выходящего на свободу по истечении шести лет работы. Но необходимо наградить его подарками (Д 196). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его с пустыми руками” (Дварим 15:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, которая называется аанака (одаривание), разъясняются в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).
234-я заповедь – запрещение требовать возврат долга, если заимодавцу известно, что должник не в состоянии его вернуть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой, то не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24).
В трактате Бава меция (75б) сказано: “Откуда мы учим, что заимодавцу, которому известно, что должник не в состоянии возвратить деньги, запрещено напоминать ему о долге? Тора говорит: “Не будь ему притеснителем”.
А в Мехильте поясняется: “Не будь ему притеснителем” – старайся не попадаться ему на глаза (чтобы даже своим видом не напоминать бедняку о долге, который он не в состоянии отдать).
И знай, что этот запрет распространяется и на того, кто требует возвращения долга с процентами; и тот, кто ссужает в долг под проценты, преступает также запрет Ашема, да будет Он превознесен: “Не будь ему притеснителем”, как мы разъясним в дальнейшем (НД 237).
235-я заповедь – запрещение давать взаймы под проценты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (Ваикра 25:37). Два этих запрета дополняют и усиливают друг друга, и ссужающий под проценты преступает оба запрета. Тем не менее это не две отдельные заповеди, ведь понятия “рост” и “лихва” равнозначны.
Сказано в трактате Бава меция (60б): “Не бывает “роста” без “лихвы” и не бывает “лихвы” без “роста”. Почему же Писание употребляет оба этих выражения? Чтобы научить нас, что ссужающий под проценты преступает два запрета”. И еще там сказано: “В Торе нет различия между “лихвой” и “ростом”.
И там же (61а) поясняется: “Поскольку написано “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” – можно прочитать: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву” и можно прочитать “В рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба”.
Таким образом, каждый ссужающий под проценты деньги или продукты преступает оба запрета – в дополнение к прочим запретам, обращенным к заимодавцу (НД 237).
Кроме того, данный запрет повторен в Торе в несколько иных выражениях. Писание говорит (Ваикра 25:36): “Не бери с него лихвы и роста”. В трактате Бава меция (61а) указывается, что этот запрет также относится к заимодавцу, но он служит лишь для усиления, как мы разъясняли в “9-ом принципе” – это не иной запрет, но лишь повторение запрета ссужать деньги и продукты питания под проценты.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава меция.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»