Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
Запреты, связанные с долгом. Запрет взимания процента.

236-я заповедь – запрещение брать в долг под проценты. Если бы не существовало запрета занимать под проценты, мы бы могли подумать, что ссужающий под проценты совершает грех, поскольку он наживается на должнике, но должник никакого проступка не совершает – ведь он всего лишь соглашается на то, чтобы на нем наживались. Это было бы подобно мошенничеству, когда преступление совершает только мошенник, но не тот, кого обманули. Но Писание обращается с особым запретом и к должнику – ему также запрещено участвовать в сделке, подразумевающей возвращение долга с процентами. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не давай лихвы брату своему: ни лихвы серебра, ни лихвы съестного” (Дварим 23:20). Т.е. не бери взаймы под проценты.

И указано в трактате Бава меция (75б): “Должник преступает запрет “Не давай лихвы брату своему” и запрет “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14)”, как мы разъясним, когда будем комментировать эту заповедь (НД 299).

 

 

 

237-я заповедь – запрещение способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами. Запрещено быть поручителями и свидетелями такой ссуды, а также составлять договор о заключении подобной сделки. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24).

И сказано в трактате Бава меция (75б): “Поручитель и свидетели преступают запрет “Не возложите на него лихвы”. И там же разъяснено, что и софер (составитель договора) нарушает этот запрет. И хотя запрет обращен к пособникам такой сделки, он распространяется также и на заимодавца (поскольку он тоже способствует выдаче ссуды под проценты).

Таким образом, ссужающий под проценты преступает шесть запретов Торы. Первый – “Не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24. НД 234); второй – “Серебра своего не давай ему в рост” (Ваикра 25:37); третий – “И за лихву не ссужай ему своего хлеба” (там же); четвертый – “Не бери с него лихвы” (там же 25:36); пятый – “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24); и шестой – “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14).

И там же (Бава меция 75б) сказано: “И заимодавец, и должник, и поручитель, и свидетели, и составитель договора – все они преступают запреты Торы при заключении сделки о предоставлении ссуды под проценты. Преступаются запреты “Не давай ему в рост”, “Не бери с него лихвы”, “Не будь ему притеснителем”, “Не возложите на него лихвы” и “Перед слепым не клади препятствия”.

И вслед за этим разъясняет Абае (там же): “Заимодавец преступает все эти запреты, должник преступает запрет “Не давай лихвы брату твоему” (Дварим 23:20) и запрет “Перед слепым не клади препятствия”, а поручитель и свидетели – запрет “Не возложите на него лихвы”.

У заимодавца, который преступил эти запреты и дал в долг под проценты, изначально определив, какую именно лихву должен присовокупить должник, изымают эту лихву и возвращают должнику.

 

 

 

238-я заповедь – запрещение притеснять наемного работника, задерживая его заработную плату. И об этом речение Ашема: “Не притесняй ближнего своего... и не задерживай выплаты наемному работнику до утра” (Ваикра 19:13).

Что здесь имеется в виду? С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, как сказано: “Не задерживай... до утра”; а с нанятым на ночь расплачиваются или в течение всей ночи, или в течение всего последующего дня – в любом случае, до захода солнца он должен получить свой заработок. И об этом Его речение: “В тот же день отдай его плату – прежде, чем зашло солнце” (Дварим 24:15).

И сказано в мишне (Бава меция 9:11): “С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, а с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня”.

И это не две самостоятельные заповеди, но одна. И два этих запрета (запрет задерживать плату нанятому на день “до утра” и запрет задерживать плату нанятому на ночь до того, как “зашло солнце”) дополняют друг друга, указывая крайние сроки выплаты.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113а). И там (111б) указано, что этот запрет действует только в отношении работника-еврея (ведь в стихе сказано “ближнего своего”), и тот, кто задерживает выплату такому работнику, преступает заповедь “Не делай”. Но тот, кто задерживает выплату наемнику-нееврею, преступает только заповедь “Делай”, выраженную в Его речении “В тот же день отдай его плату” (Д 200).

 

 

 

239-я заповедь – запрещение брать у должника залог силой.

Залог, гарантирующий возвращение долга, может быть получен только по решению суда и через судебного исполнителя. Но заимодавцу запрещено приходить в дом должника и брать залог против его воли. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь ближнего своего... не входи в его дом, чтобы взять у него залог” (Дварим 24:10).

И сказано в мишне (Бава меция 9:13): “Заимодавец может получить залог только через суд, и ему запрещено входить в дом должника и брать залог, как написано: “Не входи в его дом, чтобы взять у него залог”.

Нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением заповеди “Делай” (Д 199) – и об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Верни, возврати ты ему залог” (Дварим 24:13). И разъясняется в последней главе трактата Макот (16а), что если заимодавец не возвратил должнику залог и заповедь “Делай” уже невозможно выполнить (например, залог испорчен или утерян) – нарушитель карается бичеванием и должен возвратить должнику стоимость залога.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113а-116а).

Двести сороковая заповедь – запрещение заимодавцу удерживать у себя залог в час, когда он необходим должнику. Но он должен возвращать на день предметы, необходимые днем, и на ночь предметы, необходимые ночью, как написано в мишне (Бава меция 9:13): “Возвращай ему подушку на ночь, а на день – плуг”.

Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: “Не ложись спать с залогом его” (Дварим 24:12). И объяснено в Сифри (Ки теце): “Не ложись спать, пока его залог у тебя” – но заимодавец обязан возвратить должнику то, без чего он не в состоянии обойтись из-за своей бедности, как разъяснено в Его речении: “Ведь это единственный покров его, одеяние его тела – в чем он будет спать?” (Шмот 22:25).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113-114б).

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.