Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Страстное желание — это заболевание души и могила для жизни»Раби Шломо Ибн-Габироль
По материалам газеты «Истоки»

Продолжается рассказ об Аврааме. Шел третий день, как он сделал себе обрезание, выполнив приказ Всевышнего. Стояла необыкновенная жара. И Авраам очень страдал. Но не от боли после операции, а от того, что не мог выполнить заповедь гостеприимства: на дороге не было видно ни одного путника. И вдруг появляются три фигуры. Авраам приглашает их к себе в дом, угощает, предлагает отдохнуть. «Через год, — говорит один из гостей (а это были посланцы Создателя), — твоя жена родит тебе сына!» Авраам с радостью принимает эту весть. Гости уходят. Они спешат в соседний город Сдом, где каждый из них выполнит свою задачу: один уничтожит Сдом, погрязший в злодеяниях; другой спасет племянника Авраама — Лота, который недавно туда перебрался, не побоявшись жить в среде преступников и злодеев… Но прежде чем гости успевают спуститься в долину, где раскинулся город-грешник, Авраам обращается с молитвой к Творцу.

О том, что миром правит справедливость его Создателя, Авраам знал. То, что справедливость заключается в простой формуле «мера за меру» (как ты поступил с людьми, так будет поступлено и с тобой), — Аврааму тоже было известно. Как и о милосердии Всевышнего к Своим созданиям. В чем выражается Его милосердие? В том, что Всевышний не спешит с наказанием за плохие поступки. Он ждет, когда тот, кто совершил проступок, осознает свое падение, исправится, т.е. вернется к прежнему «догреховному» состоянию. И только если нет раскаяния, наступает расплата.

Но вот Всевышний объявляет Своему избраннику, что намерен уничтожить Сдом, потому что в нем правит культ силы и нарушаются самые элементарные заповеди. Потому что в нем горожане грабят и убивают пришельцев, если те слабы и беззащитны.

Что сказали бы на месте Авраама мы с вами? — Сказали бы, что никто не спорит, — грешников и преступников надо наказывать. Правда, если там не осталось праведников. И поскольку такая вероятность всегда присутствует, мы на месте Авраама безусловно попросили бы: о, Всевышний, не убивай праведников из-за грешников!

А что говорит Авраам? — О, Всевышний, не убивай грешников из-за праведников! То есть, вообще никого не убивай!

Такова еврейская мораль, которую мы учим из Торы. Если мы хотим, чтобы праведник оказывал на людей благотворное влияние, надо, чтобы люди тянулись к нему. Тогда они — пусть не сразу, а постепенно — воспримут его учение о правильном и достойном поведении. Но как сделать, чтобы люди тянулись к праведнику? — Очень просто, пусть они знают, что на того, кто находится рядом с праведником, тоже снисходит благословение. Снисходит уже из одного того, что он рядом. Человек еще ничего не воспринял, ничему толком не научился от этого праведника, а любовь Всевышнего уже осеняет его, — как бы авансом, в счет будущих хороших дел…

Просьба Авраама ни к чему не привела. Не нашлось в Сдоме минимального числа праведников. И на том месте, где раньше цвел один из самых плодородных оазисов на земле, ныне простирается Мертвое море. Самое соленое из озер. Самое мрачное в своей безжизненности. Ибо даже трава не растет на его берегах. Суровое место, красивое и грандиозное. Вот что происходит, когда люди отвергают законы и мораль Всевышнего… А у Авраама тем временем появился Ицхак. Первый человек, родившийся евреем. Кстати, все ли знают правило, по которому определяется еврейство? Евреем, по закону Торы, является родившийся у матери-еврейки или перешедший в еврейство, т.е. взявший на себя обязательство выполнять все заповеди Торы и указания наших мудрецов.

Обратите внимание — все, а не избранные! Поэтому переход в еврейство, совершенный не по полному обряду (например, в рамках «реформистской синагоги»), сама Тора не считает действительным.

Про Авраама и его жену можно сказать, что они перешли в еврейство. А про Ицхака — что он был первым, кто родился евреем. Добавим, что в те времена, еще до получения Торы, из еврейства можно было выйти. Так сделали старший сын Авраама Ишмаэль — рожденный Агар (Агарью), наложницей Сары, — и Эсав, родной брат Яакова. Но так было до принятия евреями Торы. Теперь выйти из еврейства нельзя. Конечно, можно сделать вид, что ты не еврей, притвориться перед неевреями, бросить свой народ, совершить еще какой-нибудь «антиеврейский» поступок, — но избежать еврейской судьбы, уготованной для всех нас, никому еще не удалось!

Глава завершается эпизодом «жертвоприношения» Ицхака. Авраам был в последний раз испытан Всевышним: насколько ты признаешь Мою власть над собой, насколько веришь в Меня? Встань, возьми сына, которого ты так долго ждал, пойди и принеси Мне в жертву. Авраам встал и пошел.

Тот Авраам, который не уставал объяснять всем, что самым великим грехом является жертвоприношение людей. Тот Авраам, который учил любви, терпимости, милосердию и гостеприимству. Тот Авраам, который только что просил пощадить грешников Сдома!

Авраам безгранично верил в справедливость и милость Творца. Он выдержал это испытание и получил право основать новый народ. Народ-праведник. Народ, который в молитвах заступается за всех жителей мира, — как некогда Авраам, заступавшийся за жителей Сдома.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.