Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Мы с вами дошли до пятой главы книги Берешит. Начиная с третьей главы, повествование идет о семействе Авраама, первого еврея на земле.

Мы уже знаем, что у Авраама было два сына: Ишмаэль, от Агар (Агари), служанки его жены Сары, и Ицхак, которого родила сама Сара. Прямые потомки Ишмаэля дали впоследствии начало арабским племенам.

Когда Ицхаку исполнилось сорок лет, он взял себе в жены Ривку, которую с ее родины привел Элиэзер, слуга Авраама, выполняя поручение последнего. Больше всего Авраам боялся, что евреи породнятся с местными кенаанскими племенами, которые поклонялись ваалам и прочим идолам. Иудаизм объявил идолопоклонство одним из самых больших грехов.

«Всевышний — Один», — этому учил людей Авраам. От Него происходит все благо на земле. Он Один управляет всем миром. Что касается зла, то оно исходит от самого человека, когда тот не выполняет своей задачи, ради которой создан, — когда он не признает над собой власти Творца. А что признает такой человек? — Только желания своего сердца. «Не Творец, а я — мерило всех вещей», — такой он поднимает над собой лозунг. И начинает служить своему богу, имя которого — страсть и похоть. Против такого мировоззрения выступил Авраам, наш праотец. А вместе с ним и его сын Ицхак. (Есть и такие идолопоклонники, что служат идолам ради них самих, т.е. совершают «чистое» идолопоклонство, тем самым выводя собственные интересы из сферы культа. О них поговорим в другой раз.)

Ривка, жена Ицхака, родила двойню. «И вышел первый — красный, волосатый, как (шерстяной) плащ. И назвали его Эсав. А потом вышел его брат, держась рукой за пятку Эсава. И назвали его Яаков». Были братья разными: про одного сказано — охотник, человек лугов; про другого — праведник, живущий в шатрах. Один отказался от признания Всевышнего, а другой всю жизнь Ему служил — подобно отцу и деду. Но отказавшись от духовных задач, которые стояли перед еврейским народом, Эсав вовсе не собирался отказываться от материального наследства. Ведь потомкам Авраама и Ицхака обещано благословение во всем!

Конфликт назревал внутри семьи. Ицхак не замечал теневых качеств Эсава, которые тот тщательно скрывал. Будучи сильной натурой, сын Авраама и в первенце видел только сильную сторону: человек открытых просторов, воин и победитель. Яков же скромно сидел в шатре и учился.

Историю о том, как Яаков купил первородство у Эсава за тарелку супа, знают все. Эсав пришел голодный, и в тот момент для него не было ничего важнее еды. Он отказался от первородства ради утоления сиюминутного желания. Но что это было за первородство? Разве очередность появления на свет двух близнецов может быть объектом каких-то сделок? А никакой сделки и не было. Просто старший брат отказался от всех своих обязательств. Что за обязательства?

Оказывается, в те времена старший в семье становился главным служителем Всевышнего, священником. Вот этой службы Эсав и не хотел.

Факт передачи старшинства от Эсава Яакову нигде дальше не упоминается. До поры до времени. Всплывает он, когда постаревший Ицхак решает благословить сыновей, передав старшему свою духовную роль.

Этот эпизод тоже хорошо известен. Отец, у которого уже притупилось зрение, просит Эсава: «Налови мне дичи, приготовь кушанье, какое я люблю. Я поем, и благословит тебя моя душа». Эти слова слышит Ривка.

Она быстро готовит двух козлят из стада, привязывает шкурки на руки Яакова, вкладывает ему в руки блюдо с мясом и — толкает к отцу.

Тора приводит один из самых удивительных диалогов. «Вошел он к своему отцу и сказал: Мой отец! И тот сказал: Вот я; а кто ты, мой сын? И сказал Яаков своему отцу: Я — Эсав, твой старший… И сказал Ицхак Яакову: Подойди, я ощупаю тебя, мой сын, — ты ли мой сын Эсав или нет?.. И ощупал он его, и сказал: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». И благословил Ицхак Яакова тем благословением, которое предназначалось Эсаву.

Что произошло? Почему Яаков, праведник, пошел на обман? Яаков не умел обманывать. Но «неконвенциональные методы» достижения цели были хорошо известны Ривке, которая выросла в доме «профессиональных» лжецов, в доме Лавана. Ривка понимала, в отличие от мужа, кем являлся Эсав.

Вернувшись с охоты, Эсав тоже входит к отцу и предлагает отведать кушанья. Отец перепуган: но тогда кто был тот, кто только что, накормив меня, получил благословение? Написано: «Услышав слова своего отца, Эсав возопил великим воплем… И сказал: Не потому ли его имя Яаков, что уже дважды меня обманул? Сначала взял мое первородство, а теперь взял мое благословение».

Все открывается. Оказывается, некогда Эсав добровольно отказался от всех обязательств, связанных с прямым наследованием задач по созданию еврейского народа. Ицхак «прозревает», он понял, кем был Эсав…

«И возненавидел Эсав Яакова за благословение» И задумал он его убить.

Так началось великое противостояние Яакова и Эсава, евреев и антисемитов. Потомство Эсава разошлось по многим народам. О них еще будет рассказываться в Торе. Отметим только одно обстоятельство. Что сказал отец перед благословением? «Голос — голос Яакова». Голос — это молитва. Когда евреи вручают свою судьбу в руки Всевышнего, они получают помощь, как когда-то получил благословение Яаков. «А руки — руки Эсава». Когда евреи отдаляются от Всевышнего, приходит Эсав, появляются антисемиты. Но когда евреи возвращаются к Создателю, антисемиты отступают.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?