Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Истоки»

Мы с вами дошли до пятой главы книги Берешит. Начиная с третьей главы, повествование идет о семействе Авраама, первого еврея на земле.

Мы уже знаем, что у Авраама было два сына: Ишмаэль, от Агар (Агари), служанки его жены Сары, и Ицхак, которого родила сама Сара. Прямые потомки Ишмаэля дали впоследствии начало арабским племенам.

Когда Ицхаку исполнилось сорок лет, он взял себе в жены Ривку, которую с ее родины привел Элиэзер, слуга Авраама, выполняя поручение последнего. Больше всего Авраам боялся, что евреи породнятся с местными кенаанскими племенами, которые поклонялись ваалам и прочим идолам. Иудаизм объявил идолопоклонство одним из самых больших грехов.

«Всевышний — Один», — этому учил людей Авраам. От Него происходит все благо на земле. Он Один управляет всем миром. Что касается зла, то оно исходит от самого человека, когда тот не выполняет своей задачи, ради которой создан, — когда он не признает над собой власти Творца. А что признает такой человек? — Только желания своего сердца. «Не Творец, а я — мерило всех вещей», — такой он поднимает над собой лозунг. И начинает служить своему богу, имя которого — страсть и похоть. Против такого мировоззрения выступил Авраам, наш праотец. А вместе с ним и его сын Ицхак. (Есть и такие идолопоклонники, что служат идолам ради них самих, т.е. совершают «чистое» идолопоклонство, тем самым выводя собственные интересы из сферы культа. О них поговорим в другой раз.)

Ривка, жена Ицхака, родила двойню. «И вышел первый — красный, волосатый, как (шерстяной) плащ. И назвали его Эсав. А потом вышел его брат, держась рукой за пятку Эсава. И назвали его Яаков». Были братья разными: про одного сказано — охотник, человек лугов; про другого — праведник, живущий в шатрах. Один отказался от признания Всевышнего, а другой всю жизнь Ему служил — подобно отцу и деду. Но отказавшись от духовных задач, которые стояли перед еврейским народом, Эсав вовсе не собирался отказываться от материального наследства. Ведь потомкам Авраама и Ицхака обещано благословение во всем!

Конфликт назревал внутри семьи. Ицхак не замечал теневых качеств Эсава, которые тот тщательно скрывал. Будучи сильной натурой, сын Авраама и в первенце видел только сильную сторону: человек открытых просторов, воин и победитель. Яков же скромно сидел в шатре и учился.

Историю о том, как Яаков купил первородство у Эсава за тарелку супа, знают все. Эсав пришел голодный, и в тот момент для него не было ничего важнее еды. Он отказался от первородства ради утоления сиюминутного желания. Но что это было за первородство? Разве очередность появления на свет двух близнецов может быть объектом каких-то сделок? А никакой сделки и не было. Просто старший брат отказался от всех своих обязательств. Что за обязательства?

Оказывается, в те времена старший в семье становился главным служителем Всевышнего, священником. Вот этой службы Эсав и не хотел.

Факт передачи старшинства от Эсава Яакову нигде дальше не упоминается. До поры до времени. Всплывает он, когда постаревший Ицхак решает благословить сыновей, передав старшему свою духовную роль.

Этот эпизод тоже хорошо известен. Отец, у которого уже притупилось зрение, просит Эсава: «Налови мне дичи, приготовь кушанье, какое я люблю. Я поем, и благословит тебя моя душа». Эти слова слышит Ривка.

Она быстро готовит двух козлят из стада, привязывает шкурки на руки Яакова, вкладывает ему в руки блюдо с мясом и — толкает к отцу.

Тора приводит один из самых удивительных диалогов. «Вошел он к своему отцу и сказал: Мой отец! И тот сказал: Вот я; а кто ты, мой сын? И сказал Яаков своему отцу: Я — Эсав, твой старший… И сказал Ицхак Яакову: Подойди, я ощупаю тебя, мой сын, — ты ли мой сын Эсав или нет?.. И ощупал он его, и сказал: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава». И благословил Ицхак Яакова тем благословением, которое предназначалось Эсаву.

Что произошло? Почему Яаков, праведник, пошел на обман? Яаков не умел обманывать. Но «неконвенциональные методы» достижения цели были хорошо известны Ривке, которая выросла в доме «профессиональных» лжецов, в доме Лавана. Ривка понимала, в отличие от мужа, кем являлся Эсав.

Вернувшись с охоты, Эсав тоже входит к отцу и предлагает отведать кушанья. Отец перепуган: но тогда кто был тот, кто только что, накормив меня, получил благословение? Написано: «Услышав слова своего отца, Эсав возопил великим воплем… И сказал: Не потому ли его имя Яаков, что уже дважды меня обманул? Сначала взял мое первородство, а теперь взял мое благословение».

Все открывается. Оказывается, некогда Эсав добровольно отказался от всех обязательств, связанных с прямым наследованием задач по созданию еврейского народа. Ицхак «прозревает», он понял, кем был Эсав…

«И возненавидел Эсав Яакова за благословение» И задумал он его убить.

Так началось великое противостояние Яакова и Эсава, евреев и антисемитов. Потомство Эсава разошлось по многим народам. О них еще будет рассказываться в Торе. Отметим только одно обстоятельство. Что сказал отец перед благословением? «Голос — голос Яакова». Голос — это молитва. Когда евреи вручают свою судьбу в руки Всевышнего, они получают помощь, как когда-то получил благословение Яаков. «А руки — руки Эсава». Когда евреи отдаляются от Всевышнего, приходит Эсав, появляются антисемиты. Но когда евреи возвращаются к Создателю, антисемиты отступают.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.