Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И возлюби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей»Тора, Дварим 6, 5
По материалам газеты «Истоки»

Третья недельная глава первой книги Торы. В ней 126 стихов.

Краткое содержание. 1) Авраам поднимается в Святую землю (Берешит12:1—9).

2) Авраам и Сара уходят в Египет и снова возвращаются в Эрец Кенаан (12:10-13:4).

3) Лот, племянник Авраама, отделяется от него и поселяется в Сдоме (13:5—18).

4) Война против Четырех царей, Авраам спасает Лота (14 глава).

5) Союз «между рассеченными частями»; Аврааму сообщается о будущем порабощении евреев и их освобождении (15 глава).

6) Египтянка Агар (Агарь) и ее сын от Авраама — Ишмаэль (16 глава).

7) Союз наша праотца Авраама со Всевышним — брит-мила (17 глава).

Начинается еврейская история. Вернее, история первой еврейской семьи. Прародитель нашего народа Авраам (тогда его еще звали Аврам) получает указание от Всевышнего: оставь свою страну, свою родину, дом своего отца — и иди в землю, которая будет тебе указана. Очень странная последовательность; надо бы сказать: сначала оставь отчий дом, потом — родину (город, в котором родился, отчизну), и лишь затем покинь страну. Или вообще, коротко и ясно: иди в страну Кенаан! Что за литературные украшения текста? Наши мудрецы между тем учат, что в Торе нет ни одного лишнего слова, все в ней стоит на своем месте, все играет свою роль.

Комментаторы дают ряд подробных объяснений. Рассмотрим одно из них. Авраам, первый еврей, родился за пределами Святой Земли, однако в ней умер и похоронен. Его сын — Ицхак — прожил долгую жизнь в земле, которую Творец обещал дать еврейскому народу, — он в ней и родился, и умер, никуда практически из нее не выезжая. Сын Ицхака, Яаков, как и отец, родился в стране, позже названной по его второму имени — Страной Израиля, но умер за границей — в Египте. Реализовались три прототипа еврейской судьбы. (О случае, когда еврей рождается, живет и умирает вне Израиля, в жизнеописаниях наших праотцев нет ни слова; впервые такие судьбы реализовались при египетском рабстве). Как видим, Авраам прожил жизнь, в некотором смысле повторенную ныне в жизнях многих евреев из бывшего Советского Союза. Они тоже родились на чужбине, но теперь живут на родине отцов. Как видим, в Торе нет ничего случайного и не нужного нам.

Авраам действительно стал первым евреем, человеком, принявшим на себя законы Торы. Для того чтобы соблюдать ее законы, надо было оставить обычаи и привычки того времени, выйти из-под влияния культуры идолопоклонников. Из трех перечисленных сред обитания человека (страна, город, дом) проще всего покинуть страну. Вернее, покинуть страну — очень больно и очень тяжело; для многих иммиграция — настоящая трагедия. И все же можно найти в себе силы переехать в другое государство, начать с нуля, сменить имя, платье, соседей. Но оставить родину?! Отказаться от привязанностей, культуры, с которой начал знакомиться еще до школы? Мало кому это удавалось. Разве только совсем молодым, предприимчивым. А между тем, от Авраама требовалось покинуть не просто страну, а именно отчизну — оставить ее, не носить в своем сердце. И лишь затем сказано: оставь дом своего отца. Кто, кроме Авраама, совершил такой подвиг? Дом наших отцов — это наша личная память, наш язык, наша ментальность, как любят говорить в Израиле. Т.е. каждый из нас и есть дом своих отцов.

Слава Б-гу, мы с вами не стояли перед тем испытанием, которое выпало на долю Авраама. Мы родились и выросли не в среде идолопоклонников, а по многим параметрам во вполне культурной стране, у своих интеллигентных еврейских родителей. Нам не надо выбрасывать из своего сердца ни язык России, ни ее культуру. И тем не менее Тора как бы примеряет ко всем еврейским поколениям один рецепт: чтобы прийти (или вернуться) к корням своего народа, надо пересмотреть в себе многое.

Авраам совершил подвиг. Ему было сказано «лех-леха», иди к себе, к своему естеству, к своему еврейству. И он пошел не раздумывая! Взяв с собой все, что у него было, — жену и племянника Лота. Жена была бесплодна, а Аврааму нужен был сын, которому он передал бы знание роли Всевышнего. Всевышний обещал ему сына. Но еще до его рождения произошел целый ряд событий, каждое из которых во многом определило грядущую судьбу евреев.

Авраам обошел всю Страну: там, где ступала его нога, в будущем появилась Эрец Исраэль. Авраам воевал со своими врагами. Четыре царя напали на жителей той земли и среди прочих пленников захватили Лота.

Авраам разбил захватчиков, дав пример следующим поколениям, как надо защищать соплеменников. Он был далеко не молодым человеком, когда совершил себе обрезание, выполняя завет Всевышнего. С тех пор этот завет лежит на всех евреях — как телесный знак нашего союза с Творцом.

Между прочим, большинство евреев всех стран неукоснительно соблюдают заповедь обрезания, совершая обряд брит-мила всем своим младенцам мужского пола в возрасте восьми дней, — независимо от собственной религиозности. В Израиле, например, не обрезать своего новорожденного сына считается совершенно недопустимым даже во вполне атеистически настроенной профессорской среде. Пожалуй, только русское еврейство последнего поколения несколько отошло от этой заповеди, но и оно начинает исправлять ошибки отцов. Ибо обрезаться никогда не поздно! Авраам сделал это в 99 лет.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.