Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему суть Творца — добро, а, например, не опыт или справедливость?

Темы: Б-г, Цель творения, Добро и Зло, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Во многих источниках сказано, что суть Творца — добро. А его цель — дать добро другим. Из чего следует такое заключение, что Его суть — именно добро? Не многообразие опыта, не справедливость, а именно добро? Спасибо. Лев

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Лев!

Вы задаете интересный вопрос.

Начнем с более легкой его части: почему не говорится, что суть Б-га — многообразие опыта?

Здесь ответ простой. Что такое опыт? Те знания и умения, которые приобретаются в процессе реальной жизни. Изначально человек чего-то не знал, не понимал, не умел, но потом пожил и понабрался опыта. Часто, научившись на ошибках, которые совершил, еще опыта не имея.

И становится понятно, что к Б-гу это никак не может относиться: Он всегда знает, понимает и умеет всё и ошибок не делает. Так что «опытным» Его никак назвать нельзя. Он источник всех знаний и всех реалий жизни, Он дает опыт, а не приобретает его.

Теперь о том, почему суть Его — именно добро и цель — воздаяние добром людям.

Как Вы знаете, упомянутые Вами источники написаны на святом языке. И слово, которое переведено на русский как «добро», в оригинале — «тув». А «добрый» — «тов».

Это слово означает не только «добрый», но и «хороший». Хотя «добрый» человек обычно также и «хороший», все-таки это не совсем синонимы, верно? На английском, кстати, это вообще разные слова: «добрый» — «kind», «хороший» — «good». Значение слова «хороший» — более общее, это слово обозначает совокупность самых разных положительных черт.

Однако и это, вроде бы, неудовлетворительный ответ. Ведь такое общее определение получается слишком простым. «Хороший» — это мальчик, который, как сказал Маяковский, любит труд, тычет в книжку пальчик, а также любит мыло и зубной порошок. Б-г «хороший» — да уж понятно, что не «плохой». Нужно какое-то более фундаментальное объяснение.

Более того, надо понять двойное выражение: Тов у-Мейтив — «Добрый и Творящий добро», «Благой и Творящий благо», «Хороший и Делающий хорошо». Ведь «хороший» — это и есть тот, кто делает «хорошо». Иначе, если не делает, чем же он «хороший»? И «добрый» — тоже тот, кто делает добро. Но Б-г — Он, во-первых, просто «тов», а во-вторых, делающий «тув». Получается, что можно быть «тов», даже не делая «тув». Как же?

Позвольте предложить такое объяснение. Слово «тов» означает то, что можно назвать «полноценностью», «полнотой», «совершенством» — «шлемут». Это состояние, когда все на своем месте и нет никаких недостатков — в человеке или в окружающем его мире, в любом его аспекте. Все части пазла здесь, каждая на своем месте, и все вместе они образуют полноценную картину.

(Если пустых мест нет, но два фрагмента перепутаны местами, это тоже режет глаз, потому что на каждом из этих мест недостает того фрагмента, который должен там быть, и картина по-прежнему неполна. И если все на своем месте, но к картине добавлен еще один фрагмент, совершенства нет: лишний фрагмент никак не дополняет картину, он на самом деле является фрагментом другой картины, которая, получается, остается неполной. Поэтому говорят: коль а-мосиф горэа — «каждый прибавляющий [в данном случае] убавляет»).

Если задумаемся, поймем: именно к этому состоянию полноценности, совершенства, не всегда отдавая себе в этом отчет, стремятся все, почитая его за высшее благо. Практически все людские занятия и профессии заключаются в устранении каких-то несовершенств и недостатков. Полицейские борются с преступностью, а солдаты — с войной (то есть с противником, который либо ее развязал, либо представляет угрозу), чтобы в стране и на улице было мирно и ничто не нарушало людской покой. Врачи борются с болезнями, чтобы люди были здоровыми и у них ничего не болело. Строители возводят дома, чтобы люди были защищены от непогоды и грабителей и не нарушался их покой. И так далее.

Секундочку, последует возражение, такие формулировки подразумевают, что цель всех этих занятий — всего лишь устранение каких-то недостатков, какого-то зла, чтобы ничего не болело и не мешало. Но ведь существует и позитивное благо, наслаждение чем-то, и этого люди тоже хотят, и это является целью многих их стараний.

Да, в теории. Но на практике… давно замечено, что люди видят именно полупустой стакан, а не наполовину полный. Наслаждайся благом, у тебя же есть вода, стакан большой, его наполненная половина тоже большая, пей на здоровье! Нет, то, что он не наполнен до конца, режет и гложет! Непорядок! Непременно наполните до конца, иначе не успокоюсь!

А когда наполнят, то… успокоюсь. Нет, райского блаженства не испытаю — какое тут особое блаженство? Но успокоюсь.

Когда у человека что-то болит, он страдает. А когда перестает болеть? Он не блаженствует, он просто… перестает это замечать. Забывает о том, что болело. И вспоминает обычно только тогда, когда… снова начинает болеть.

И, если болит только один палец или один зуб, то все тело болит! Так это же один зуб, все остальные части тела здоровы, значит, на 99% ты должен блаженствовать! Нет, я страдаю на все сто! Ложка дегтя портит всю бочку меда. А когда будет вылечен зуб, то и тогда блаженствовать на 100% не буду — я просто забуду об этой проблеме и буду страдать от других, ведь на этом свете всегда какие-то проблемы есть. Так что извини, доктор, блаженства ты мне не принес, только устранил одно конкретное страдание. Аналогично обстоит с получением, например, денег: теперь нет тревоги, что не хватит на еду или на выплату ипотеки, но и блаженства нет.

И в общественной жизни так же. Кончилась война, ура! И что, теперь все блаженствуют? Нет, просто теперь о том зле можно не волноваться — а волноваться о других проблемах. После окончания холодной войны борьба американских политиков между собой стала только более ожесточенной, причем часто — по нелепым поводам. А где же блаженство, которое ожидалось, когда опасность взаимного уничтожения исчезнет? Оно не наступило (а теперь благополучно возвращаемся и к той опасности).

Но ведь есть вкусная еда или прекрасные картины, или музыка — это же не просто отсутствие проблем, а позитивное благо.

Во-первых, «красивой» музыка или картина воспринимается во многом потому, что в ней есть гармония, которой в реальной жизни не хватает. «Гармоничный» аккорд — это тот, в котором все звуки «на своем месте», идеально сочетаются в единое целое. Здорово, правильно! Ведь в окружающих нас в жизни звуках обычно не все так гармонично… Если же было бы идеально, то в этом аккорде ничего нового и необычного не было бы и мы бы его просто не заметили. А так — замечаем. Но еще заметней будет, если кто-то в хоре вдруг споет фальшиво. Вот это резанет ухо! А ну замолчи, все портишь! И картина красивая потому, что обычно этого пейзажа не замечают или этот человек не является перед нами в такой позе, в таком наряде, с такой улыбкой на лице. А теперь вот поймано редкое мгновение!

А, во-вторых, красивой музыкой, картиной или вкусной едой невозможно наслаждаться бесконечно. Хорошо, нарисовал картину, закончил пазл и… И все. Ну, полюбовался минуту-другую, может быть, и — отложил в «архив». Или повесил на стену, где бОльшую часть времени обращать на нее внимание никто не будет. Долго смотреть быстро наскучит. Сыграли музыку, прозвучал финальный аккорд — и все, отбой. Завтра снова сыграем или прослушаем, сначала. Если же продолжать играть эти звуки последнего аккорда вечно, то красота быстро превратится в зуд. И самая вкусная в мире еда, если будем жевать постоянно, приестся и перестанет быть вкусной. Надо после еды проголодаться, и только тогда, когда утоляешь голод или жажду, еда вновь становится вкусной. Поэтому тридцать дней перед Песахом не едят мацу, чтобы затем маца доставила наслаждение, иначе не доставит. И жена, кстати, в период нида запрещена, иначе тоже наслаждения не будет.

(А вот еще более интересный пример: большинство из нас любит не только хорошо поесть, но и хорошо поспать. Но ведь, когда человек спит, он даже не осознает этого! Сны, если есть, кажутся ему реальностью, и они частенько хуже реальности. И только проснувшись, он понимает, что поспал, и чувствует удовлетворение, что «хорошо поспал». Хотя сейчас уже не спит и должен вставать и что-то делать. Получается, что все удовлетворение — в том факте, что благо было получено. Хотя это уже в прошлом, человек ощущает, что оно «осталось в копилке». И с едой тоже отчасти так: вкус быстро исчезает, но остается удовлетворение, что «хорошо поел»!)

Так что в этом мире истинное и бесконечное блаженство наступить не может. Наступить может только облегчение, успокоение, покой. В чем-то конкретном. А полный и бесконечный покой бывает только — у покойника.

Почему все это так?

Потому что в этот мир человек помещен не для блаженства, а для того, чтобы его заработать. Точнее — для того, чтобы его создать. Устранить недостатки — и в мире, и в самом себе, — чтобы достигнуть состояния полноценности, совершенства.

Которым человек, в конечном счете, насладится — в будущем мире. Где все будет устроено по-другому, и совершенство доставит истинное — и вечное — блаженство. Ведь только оно является истинным, способным быть вечным, благом.

Это абсолютное благо и является главным атрибутом Б-га. Он Сам по Себе олицетворяет состояние «хорошо». Он абсолютен и совершенен, в Нем нет никаких недостатков. Это — во-первых. А, во-вторых, Он также дает человеку возможность обрести это благо. Он создает человека таким, что в этом мире он стремится к устранению недостатков и достижению совершенства, а в будущем — насладится совершенством.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Чтобы понять и постичь 5. Откуда мы знаем, что Б-г создал мир и его обитателей?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Зачем создан мир?

Рав Реувен Куклин

Какова цель всего этого?..

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

Кто создал зло?

Рав Реувен Куклин

Если Б-г — абсолютное добро?..

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Дерех Ашем 13. Цель сотворения человека

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путь Творца»


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.