Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как доказать существование Б-га?

Темы: Творец, Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Истина, Доказательство

Отложить Отложено

Мои друзья просят у меня доказательств существования Творца. Что я им скажу?

Отвечает рав Реувен Куклин

Я не думаю, что есть какая-то необходимости приводить доказательства существования Творца. Ведь оно настолько очевидно для каждого, кто хоть чуть-чуть задумывается о Его созданиях! Достаточно немного всмотреться в окружающий мир, чтобы увидеть безграничную мудрость, заключённую в каждой части мира — от строения мельчайшего атома до огромных галактик. Сколь безграничная мудрость открывается во всём создании! Какая великолепная гармония царит во всём мире и объединяет чудесным образом все самые мельчайшие его части! Только тот, кто захочет закрыть глаза, не увидит во всём мире явного свидетельства о Творце.

В мидраше (Батэй Мидраш, 2-ая часть, Мидраш Тмура а-Шалем, 5-ая часть) рассказывается, что неверующий еврей спросил у рабби Акивы: «Кто создал мир?». На что рабби Акива ответил: «Всевышний». «Приведи доказательство», — попросил атеист. Как все евреи, которые отвечают на вопрос вопросом, спросил рабби Акива у него: «А кто сшил твою одежду?». «Портной», — уверенно ответил безбожник. «Приведи доказательство (что твоя одежда была сшита портным, а не сшилась сама)», — попросил рабби Акива. Продолжает мидраш: «И так сказал рабби Акива своим ученикам: точно так же, как одежда свидетельствует о портном, дверь о столяре, а дом о строителе, мир свидетельствует о Творце».

Рабейну Бахьей пишет в своей книге Ховот а-Левавот (Шаар а-Йихуд, часть 6-ая): «Есть люди, которые говорят, что мир был создан сам по себе, без Творца. И это вызывает большое удивление в моих глазах, как может нормальный человек подумать такое? Если бы кто-то сказал про ворот, что он был создан сам по себе, люди бы подумали о таком человеке, что он большой безумец. И если они с такой большой уверенностью отвергнут подобное утверждение относительно такого простого приспособления, как ворот, каким образом он сможет подумать подобное о громадном вороте, который “вращает” весь мир… что он был создан сам по себе».

Более того, именно тот, кто утверждает, что Творец не существует, должен привести доказательства своему утверждению. Ведь известное юридическое правило гласит, что в любом судебном споре, прежде всего, следует определить: «Бремя доказательства — на кого возложено». В вопросе о создании мира бремя доказательства, несомненно, будет возложено именно на того, кто утверждает, что Творца нет. Подобно тому, как если бы кто-то утверждал, что Лувр, например, был возведён без строителя (из-за сильного урагана камни нагромоздились таким образом, что получился Лувр), должен привести доказательство своим словам, так и тот, кто утверждает, что наш мир, который построен безмерно гармоничнее и мудрее, чем Лувр, должен привести доказательство.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)