Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Темы: Предназначение, Смысл жизни, Свобода выбора, Грешник, Рав Эльяким Залкинд, Праведник

Отложить Отложено

Здравствуйте. Считается (например, так говорит Рамхаль), что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. Тогда человек удостоится света Всевышнего и т.д. Возникает вопрос. Если Всевышний дал человеку возможность выбора, например, не соблюдать заповеди и не удостоиться света Творца, то зачем, в конечном счете, Творцу нужно было создавать такого человека? Какая для Творца в нем необходимость и цель? Лев

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Лев,

Прежде всего, нужно отметить, что о «целях» Творца и о «необходимости» творений для Него нам непосильно по-настоящему говорить из-за ограниченности нашего постижения.

Однако об осмысленности существования в нашем понимании можно пытаться размышлять. И, по-видимому, Ваш вопрос таков: что с тем, кто решает для себя быть свободным от повелений Творца? Ведь, казалось бы, одно из двух. Если Всевышний отвел место в Своем мире и такому человеку, то есть и он служит Цели и исполнению Замысла Творения, — прекрасно! Пусть делает, что хочет, и будет освобожден от любых увещеваний — ведь и он исполнитель Замысла. Если же он вне Цели, не включен в список «нужных Творцу», — что же, значит, его предоставили самому себе, «исключили» из сферы любых обязательств и тем более ему можно делать что пожелает. Ведь его «не хотят» — ну и не надо…

Однако, уважаемый Лев, хас вэ-халила (не дай Б-г) сказать так! Ведь источник подобных рассуждений — стремление освободиться от обязанностей, которые возложены на человека в этом мире, желание лишить мир его Хозяина, объявить, что всё — эфкер (ничьё).

Ответ таков. Всё сотворенное включено в Цель Творения. И каждый, кто создан Творцом при сотворении Им мира, — должен будет прийти, в конце концов, к исполнению и исправлению своей части «работы». И придет к этому, хочет он того сейчас или нет! Только путь его может быть прямым и благословенным, в непрекращающемся поиске и приближении к Истине, радости обретения близости Всевышнего. А может быть долгим, окольным, запутанным в отступлениях от Истины, преткновениях, ненужных страданиях (в этом мире или после ухода из него), ощущении бесполезности и неценности существования, да сохранит нас Всевышний от этого. И в том, каким путем пойти, состоит выбор человека. Об этом сказано в Торе, в последних словах Моше (Дварим 30; 15-19): «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло… Избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое…»

Но есть еще одно различие между этими двумя путями. Пишет рав Шломо Эльяшив, благословенна память праведника, величайший авторитет последнего столетия в области Каббалы: результаты, к которым приведет каждый из путей, будут, все же, различны. Это касается восприятия света Творца, о котором Вы упомянули. Те, кто идет путем Торы и заповедей, служения и поиска близости Всевышнего, удостоятся «максимального» света, внутреннего, глубинного постижения раскрытия Творца. Те же, кто выбирает путь оставления истины и вынужденного исправления через страдания, тоже обретут свое место и награду в будущем мире… Но их восприятие света будет более внешним и ограниченным, и место их в том мире будет иным (вплоть, иногда, до «праха под ступнями праведников»). Да и сами страдания, ведущие к исправлению, могут в некоторых случаях длиться и до конца этого мира. Ведь и в этом мире «право» на жизнь, несмотря на грехи, которые они совершают, и зло, которое причиняют, они получили только благодаря заслугам праведников, ради труда которых Всевышний продолжает поддерживать существование мира. Как сказано (Ирмияу 33, 25): «Если бы не союз Мой (изучение и соблюдение Торы) днями и ночами, законы неба и земли Я не установил бы».

Есть странный, на первый взгляд, мидраш на главу Берешит (Берешит Рабба 2, 5). Говорится в нем так: «Раби Абау сказал: с начала творения мира видел Святой, благословен Он, деяния праведников и деяния злодеев. Об этом написано (Тэилим 1, 6): “Ибо знает Всевышний путь праведников…” “И земля была бесформенна и пуста” (Берешит 1, 2) — это деяния злодеев. “И сказал Б-г (пусть) будет свет” (там же 1, 3) — это деяния праведников. Однако я не знаю, которые из них желанны Ему — деяния этих или деяния тех? Но написано (там же 1,4): “И увидел Б-г свет, что он хорош”, значит, деяний праведников желает Он, а не деяний злодеев».

Казалось бы, что за сомнение, дел праведников или дел злодеев желает Всевышний? Но именно об этом говорит мидраш: и дела злодеев, если они будут совершены, Всевышний включит в общий план Творения и исполнит Свой замысел, что бы ни случилось. И сами злодеи, избравшие долгий и неэффективный путь, вынуждены будут «работать» или страдать снова и снова, пока не исправят совершенное ими зло. Но какой путь желанен Творцу, к какому из них Он «обращает Свое лицо»? «И увидел Б-г свет, что он хорош» — значит, Он желает дел праведников. И поскольку они избрали свет, то — мера за меру — постигнут свет во всей его полноте и силе. Свет близости Всевышнего, «Его лица».

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Как евреи понимают грех?

Рав Реувен Куклин

…и его последствия?

«Разгадка жизни»

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»

Что это за свет, о котором говорится при сотворении Мира?

Рав Эльяким Залкинд

Ведь светил тогда еще не было!

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше