Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; если человек этого не делает, то для чего он живёт?!»Виленский Гаон, Эвен Шлема(1:2)

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Темы: Смысл жизни, Свобода выбора, Грешник, Рав Эльяким Залкинд, Праведник, Предназначение

Отложить Отложено

Здравствуйте. Считается (например, так говорит Рамхаль), что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. Тогда человек удостоится света Всевышнего и т.д. Возникает вопрос. Если Всевышний дал человеку возможность выбора, например, не соблюдать заповеди и не удостоиться света Творца, то зачем, в конечном счете, Творцу нужно было создавать такого человека? Какая для Творца в нем необходимость и цель? Лев

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Лев,

Прежде всего, нужно отметить, что о «целях» Творца и о «необходимости» творений для Него нам непосильно по-настоящему говорить из-за ограниченности нашего постижения.

Однако об осмысленности существования в нашем понимании можно пытаться размышлять. И, по-видимому, Ваш вопрос таков: что с тем, кто решает для себя быть свободным от повелений Творца? Ведь, казалось бы, одно из двух. Если Всевышний отвел место в Своем мире и такому человеку, то есть и он служит Цели и исполнению Замысла Творения, — прекрасно! Пусть делает, что хочет, и будет освобожден от любых увещеваний — ведь и он исполнитель Замысла. Если же он вне Цели, не включен в список «нужных Творцу», — что же, значит, его предоставили самому себе, «исключили» из сферы любых обязательств и тем более ему можно делать что пожелает. Ведь его «не хотят» — ну и не надо…

Однако, уважаемый Лев, хас вэ-халила (не дай Б-г) сказать так! Ведь источник подобных рассуждений — стремление освободиться от обязанностей, которые возложены на человека в этом мире, желание лишить мир его Хозяина, объявить, что всё — эфкер (ничьё).

Ответ таков. Всё сотворенное включено в Цель Творения. И каждый, кто создан Творцом при сотворении Им мира, — должен будет прийти, в конце концов, к исполнению и исправлению своей части «работы». И придет к этому, хочет он того сейчас или нет! Только путь его может быть прямым и благословенным, в непрекращающемся поиске и приближении к Истине, радости обретения близости Всевышнего. А может быть долгим, окольным, запутанным в отступлениях от Истины, преткновениях, ненужных страданиях (в этом мире или после ухода из него), ощущении бесполезности и неценности существования, да сохранит нас Всевышний от этого. И в том, каким путем пойти, состоит выбор человека. Об этом сказано в Торе, в последних словах Моше (Дварим 30; 15-19): «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло… Избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое…»

Но есть еще одно различие между этими двумя путями. Пишет рав Шломо Эльяшив, благословенна память праведника, величайший авторитет последнего столетия в области Каббалы: результаты, к которым приведет каждый из путей, будут, все же, различны. Это касается восприятия света Творца, о котором Вы упомянули. Те, кто идет путем Торы и заповедей, служения и поиска близости Всевышнего, удостоятся «максимального» света, внутреннего, глубинного постижения раскрытия Творца. Те же, кто выбирает путь оставления истины и вынужденного исправления через страдания, тоже обретут свое место и награду в будущем мире… Но их восприятие света будет более внешним и ограниченным, и место их в том мире будет иным (вплоть, иногда, до «праха под ступнями праведников»). Да и сами страдания, ведущие к исправлению, могут в некоторых случаях длиться и до конца этого мира. Ведь и в этом мире «право» на жизнь, несмотря на грехи, которые они совершают, и зло, которое причиняют, они получили только благодаря заслугам праведников, ради труда которых Всевышний продолжает поддерживать существование мира. Как сказано (Ирмияу 33, 25): «Если бы не союз Мой (изучение и соблюдение Торы) днями и ночами, законы неба и земли Я не установил бы».

Есть странный, на первый взгляд, мидраш на главу Берешит (Берешит Рабба 2, 5). Говорится в нем так: «Раби Абау сказал: с начала творения мира видел Святой, благословен Он, деяния праведников и деяния злодеев. Об этом написано (Тэилим 1, 6): “Ибо знает Всевышний путь праведников…” “И земля была бесформенна и пуста” (Берешит 1, 2) — это деяния злодеев. “И сказал Б-г (пусть) будет свет” (там же 1, 3) — это деяния праведников. Однако я не знаю, которые из них желанны Ему — деяния этих или деяния тех? Но написано (там же 1,4): “И увидел Б-г свет, что он хорош”, значит, деяний праведников желает Он, а не деяний злодеев».

Казалось бы, что за сомнение, дел праведников или дел злодеев желает Всевышний? Но именно об этом говорит мидраш: и дела злодеев, если они будут совершены, Всевышний включит в общий план Творения и исполнит Свой замысел, что бы ни случилось. И сами злодеи, избравшие долгий и неэффективный путь, вынуждены будут «работать» или страдать снова и снова, пока не исправят совершенное ими зло. Но какой путь желанен Творцу, к какому из них Он «обращает Свое лицо»? «И увидел Б-г свет, что он хорош» — значит, Он желает дел праведников. И поскольку они избрали свет, то — мера за меру — постигнут свет во всей его полноте и силе. Свет близости Всевышнего, «Его лица».

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше