Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком»Пиркей Авот 2, 6

Две большие разницы

Отложить Отложено

 

В первых числах месяца Элуль, с началом учебного семестра в ешивах, редакция одного из израильских СМИ отправила своего корреспондента в ешиву "Поневеж", чтобы проверить, насколько там соблюдаются постановления министерства здравоохранения по поводу Коронавируса. В своем репортаже они почему-то назвали эту ешиву "флагманом" литовских учебных заведений (а почему "флагман" - не "Мир", не "Хеврон", не "Слободка" и не что-нибудь еще?). Корреспондент сильно удивился, насколько серьезно там относятся к мерам безопасности (капсулы, маски, дистанция, персональные пакеты с едой и т.д.) и списал это на то, что "рош ешива рав Гершон Эдельштейн самым серьезным образом отнесся к опасности и одним из первых закрыл ешиву". Беседуя с ответственным за техническое обеспечение, мастер пера и микрофона задал ему вопрос: "А кто следит за учащимися, чтобы они соблюдали все нормы, установленные министерством здравоохранения?" - и получил ответ: "Они сами прекрасно за собой следят, здесь не тюрьма Маасиягу, здесь ешиват "Поневеж". 

Согласно поставленному вопросу, можно понять, что журналист, как и вся широкая общественность, абсолютно не понимает, что такое ешива и с чем ее едят. В любом учебном заведении, на предприятии, в общественном месте, армейской структуре - там, где собраны в кучу много людей - всегда будут более ответственные и менее ответственные, более мотивированные и менее мотивированные, более дисциплинированные и недисциплинированные вообще. И поэтому над каждой "кучей" надо поставить "смотрящего" - завуча, замполита, надсмотрщика и т.д. Почему в ешиве должно быть иначе?

Мы тут уже как-то говорили насчет того, как устроена учеба в ешиве с технической точки зрения. А сейчас попробуем объяснить, что значит ешива в качественном плане - плане воспитания личности. Для этого мы используем две иллюстрации. Итак,

 

Иллюстрация номер раз

Как-то раз рав Ицеле Петербургер (рав Ицхок Блазер, один из глав поколения) в самом начале месяца Элуль (когда читают главу "Шофтим") посетил Воложинскую ешиву. Выступая перед учениками, он сказал: "Тора устанавливает Закон, обязывающий нас поставить судей и охранников. С судьями все понятно, но кто такие охранники и в чем их задача? Вы здесь находитесь в маленьком городке, мимо вашей ешивы, может, дважды в день пройдет прохожий или проедет телега. Я приехал из столицы - Петербурга, там все по-другому. Огромные улицы, большие дома, разные заведения, миллион народу - и все снуют без остановки туда-сюда по своим делам. И вот посреди всего этого людского месива можно обнаружить человека, одетого в полицейскую форму, который ничем не занят. Он стоит на пересечении улиц или у входа в учреждение и наблюдает. Он получает деньги за то, чтобы вот так стоять и ничего не делать. Зачем он нужен? Он нужен для того, чтобы следить за порядком, чтобы люди не нарушали закон и не совершали преступления. То есть - чтобы они не скатились в пропасть с того места, где они находятся сейчас. У вас в ешиве тоже есть наблюдатель - машгиах. Но, в отличие от полицейского, его задача абсолютно другая. Все ученики, приехавшие сюда учиться, поставили перед собой цель подняться на новый духовный уровень, и все вы прилагаете к этому усилия. Задача машгиаха - помочь вам, чтобы вы не остались на том же месте, где вы находитесь сегодня, а продвигались вверх. В этом и состоит разница между наблюдателем, стоящим на улице Петербурга и наблюдателем в ешиве Воложин.

 

Иллюстрация номер два

Рав Яков Нойман, машгиах ешивы в Петах Тикве, обращает внимание на интересный факт: в Торе упомянуты несколько строек, но только две из них приведены во всех подробностях, со всеми размерами и деталями: постройка Ноева ковчега и постройка Мишкана. Подробности, описанные в тексте, указывают на то, что эти сооружения были построены не только для поколений, во время которых они создавались, но и для будущих поколений. Эти два объекта имеют прямо противоположное назначение: ролью ковчега было служить защитой от внешних влияний для его обитателей. Роль Мишкана - распространять влияние изнутри на внешний мир. 

В те времена, когда народ Израиля в полном составе служил Вс-вышнему - назначение ешив было в том, чтобы распространять влияние и святость во внешний мир, они играли роль Мишкана. Сегодня же, когда внешний мир пустился во все тяжкие - ешивы служат для защиты их обитателей от внешних влияний, они исполняют роль ковчега.

Теги: пробелы в информации, Элуль