Темы: Страдания, Тшува, Грех, Рав Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Если человек может раскаяться в последний день своей жизни, значит, он может все время грешить, а потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться? Я предполагаю, что полное раскаяние происходит, когда человек вновь сталкивается с ситуацией греха, но не поддается своему злому началу и не повторяет своей ошибки. Или вовсе избегает такую ситуацию. Конечно, никто не знает, когда у него «последний день», но случается, что к концу жизни человек узнал, что он неизлечимо болен, и начал каяться. А как же всё то зло, что он творил всю свою жизнь? Раскаяние в последний день, само собой разумеется, уже не сможет проявиться на деле, и, на мой взгляд, день — это ничтожно мало, чтобы полностью осознать даже один грех, а что, если их много? Спасибо за возможность обратиться, М.
Уважаемая М.,
Вот слова Рамбама (Мишнэ Тора, Главы о раскаянии), из которых следует, что Вы правы:
«Что является полным раскаянием? Когда у человека появляется возможность совершить то же нарушение, а он воздерживается от этого и не совершает вследствие раскаяния. Не из-за страха или недостатка силы…» (2; 1).
Однако Рамбам продолжает: «А если раскаялся только в дни старости, когда уже невозможно ему сделать то, что делал раньше, — хотя это и не полное раскаяние, [тем не менее и это] помогает, и он считается раскаявшимся. Даже если все свои дни нарушал Закон, но раскаялся в день смерти и умер в раскаянии, его грехи прощаются. Что такое раскаяние? — Когда грешник оставит свой грех и устранит его из своих мыслей, и постановит в сердце, что не совершит того больше… А также будет сокрушаться о том, что совершил. [Так, что сможет] свидетельствовать о нем Знающий сокрытое, что не вернется он к этому греху вовеки…»
И еще говорит Рамбам (4; 1): «Двадцать четыре действия препятствуют раскаянию. Четыре из них являются большим грехом, и тому, кто их совершает, Святой, благословен Он, не предоставляет возможности раскаяться… Четвертое — сказать: согрешу, а потом раскаюсь; согрешу, а Йом-Кипурим искупит».
Получается: если человек, зная, что определенное действие является грехом, тем не менее, совершает это действие и «предусмотрительно» планирует раскаяться впоследствии, — не получит он такой возможности. Всевышний не даст ему времени, или сил, или ясности мысли, необходимых для того, чтобы совершить усилие души, обратить сердце к раскаянию. За то, что пренебрегал возможностью спасти себя, спокойно продолжая развивать в себе дурные качества, вожделения и привыкать к проступкам.
Если же человек не строил подобных планов, но и не находил в себе силы противоборствовать злу — конечное его раскаяние будет засчитано, если это будет раскаяние от всего сердца. Однако оно все же не будет полноценным, таким, каким было бы, если бы человек раскаялся и воздержался от греха в пору полноты сил и возможностей.
И еще. Само привыкание к греху, укоренение в грехе постоянно отдаляет человека от чистоты намерений, ему кажется, что в действиях, ставших уже привычными, нет чего-то особенно предосудительного и страшного.
Однако есть и примеры (см., например, Авода Зара 17а), когда человек так раскаивается и так скорбит о содеянном, что его раскаяние немедленно принимается и засчитывается как полное. И этот день становится для него последним.
В этой связи Мабит в книге Бейт Элоким задает тот же вопрос, который задали Вы (в разделе о раскаянии, гл. 5): А что же происходит со всем злом и нечистотой, накопившимися в душе человека в течение жизни? Если он совершает раскаяние в последний свой день, что же, оно принимается Всевышним? Ведь одно дело — тот, кто изменил, исправил свои действия, доказал, что может выдержать испытание, которого не выдерживал прежде, тот, кто работает над собой длительное время. И совсем другое — человек, процесс раскаяния которого занял часы. Как он мог очиститься? Ведь для того, чтобы войти в будущий мир без тяжкого очищения (чего удостаивается раскаявшийся), душа человека должна быть чиста. Ответ Мабита (с небольшим дополнением): очищение, которое душа проходит, уйдя из этого мира, в мире душ, — заключается в страданиях. Подобно этому происходит и очищение в этом мире. Раскаяние становится полным, т.к. человек проходит испытания, работая над собой. Он страдает душой и телом, воздерживаясь от повторения греха, преодолевая укоренившиеся привычки, изменяя свои качества. И есть страдания, которые иногда могут очистить за один день, — прежде всего, страдания, связанные с преждевременным уходом из жизни, раньше отведенного человеку срока. Это безмерно тяжело для души и тела (так объясняет Мабит). И еще — невыносимая боль и горечь сожаления о содеянном. (В примере из Талмуда: раскаявшийся рыдал, пока не отлетела его душа, и это произошло, когда он был молод и силен).
В трактате Шабат (153а):
Сказано в Мишне (Авот 2, 10): «Раби Элиэзэр говорит: раскайся за день до смерти». Спросили ученики у раби Элиэзэра: «Разве человек знает, в какой день умрет?» Ответил им: «Тем более, пусть раскается сегодня, ведь, может быть, завтра умрет, — и тогда окажутся все его дни в раскаянии». Об этом же говорит царь Шломо (Коэлэт 9, 8): «Во всякое время пусть будут одежды твои белы, и пусть не оскудеет масло (елей) на голове твоей». (Раши: «Одежды белы» означает — душа твоя чиста; Таргум, Ибн-Эзра: «масло на голове твоей» означает — доброе имя).
С уважением, Эльяким Залкинд
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Михаэль Солганик
Рав Берл Набутовский
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Куклин
За что и почему?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?