Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г допустил, чтобы Иов так тяжело страдал?

Темы: Страдания, Наказание, Иов

Отложить Отложено

Шалом. Хочу задать вопрос об Иове. Почему Бог допустил Иову такие тяжёлые страдания, для какой цели? Или Бог взыскивал с Иова грехи в человеческий волос? Осветите этот вопрос как можно глубже. С уважением, Алексей

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Алексей!

Прежде всего, если Вы действительно хотите понять что-то «как можно глубже», Вам нужно разобрать вопрос самостоятельно. Тем не менее, постараюсь ответить на Ваш вопрос настолько глубоко, насколько это позволяют мои знания и рамки этого форума. То, что я здесь пишу, — не единственный ответ на вопрос. Книга Кур лэ-Заhав перечисляет двенадцать причин, по которым Иова постигли несчастья. Я попытаюсь проанализировать лишь несколько из них и составить последовательную картину того, что произошло.

В трактате Сойта (11а) рассказывается: когда Фараон хотел решить «еврейский вопрос», он созвал на совет самых крупных мудрецов, гигантов духа того поколения. В совете участвовали Билам, Йисро и Иов. Билам активно советовал Фараону, как лучше всего замучить евреев, Йисро сбежал, услышав про планы Фараона, а Иов просто промолчал. Талмуд рассказывает нам, что произошло с каждым из них в дальнейшем. Билама зарубили как собаку (Бамидбар 31:8), на долю Иова выпали страшные мучения, а потомки Йисро удостоились сидеть в верховном Бейс-Дине (раввинском суде) в Храме.

Как всегда, Талмуд приводит историю не просто так. Мне кажется, на примере этих троих видно, что человек может сделать с возможностями, которые ему дает Вс-вышний. Все трое обладали огромным духовным потенциалом. Билам, наверное, самый великий из троих, был пророком на уровне Мойше. Однако он решил использовать этот потенциал только для зла, и, в конце концов, был убит в этом мире и лишился доли в будущем мире (трактат Санhедрин 90а).

Йисро, который испробовал все виды идолопоклонства, существовавшие в его время, в конце концов, нашел истину, пожертвовав при этом своим высоким общественным положением. Он принял гиюр и присоединился к еврейскому народу.

Об Иове сказано, что он был праведником, но, судя по его поведению, он «застрял». Находясь на определённом духовном уровне, он не пытался продолжать движение вперед.

В начале книги Иова сказано, что дети Иова каждый день устраивали большой приём и каждое утро Иов приносил жертву ола. В книге Зоhар (2 часть 34а и 181 б) написано, что в этом была из причин его страданий. В чём же дело? В чём виноват Иов?

Дело в том, что жертвоприношение ола, которое сжигается полностью, означает отделение физического от духовного. Вместо того чтобы принести шломим и участвовать в мясной трапезе (что является частью жертвоприношения), то есть внести духовность и в физические аспекты своего существования, Иов предпочитал наслаждаться своим необычайным богатством и «откупаться» постоянными жертвами от возможных неприятностей.

Написано также, что Иов пытался сравняться с Авраамом и тоже принимал гостей. Однако, в отличие от Авраама, он не искал специально нуждающихся в гостеприимстве. Он был готов принять любого, кто сам придет к нему.

И вновь: возникает образ человека, который достиг очень многого, почувствовал, что удовлетворён достигнутым, и остановился.

Вс-вышний не хотел, чтобы Иов останавливался. Страдания были нужны, чтобы помочь Иову полностью реализовать свой огромный потенциал.

Вы спрашиваете, почему Вс-вышний «взыскивал с Иова грехи в человеческий волос». В последнее время было задано еще несколько вопросов связанных с «грехами великих». На все эти вопросы есть один и тот же ответ: на самом деле Реувен, Довид, Шломо, дети первосвященника Эли и дети пророка Шмуэля не совершали тех страшных грехов, которые им принято приписывать. Просто ошибки, которые они на самом деле совершили, засчитываются им как тяжёлые грехи (трактат Шабес 55б). Тут напрашивается следующий вопрос: почему то, что в обычном случае считается просто ошибкой, по отношению к этим людям рассматривается как тяжкий грех?

Отвечая на этот вопрос, Рав Хаим из Воложина привёл очень простой пример. На службе у Царя было трое: дворник, дворецкий и министр. Дворник намусорил возле дворца, дворецкий в самом дворце, а министр испачкал царский трон. Неужели царь накажет всех этих людей одинаково? Чем выше человек поднимается, будь то продвижение в карьере, профессии, общественном положении или в духовной сфере, тем большая ответственность на нём лежит. Кроме того, чтобы добиться многого, нужно много претерпеть. Это проявляется и на вполне обыденном уровне. Как тяжело надо работать, чтобы стать, скажем, хорошим хирургом!

Необходимо добавить, что страдания посылаются не только в качестве наказания. Страдания Иова были нужны для того, чтобы ослабить его связь с материальным и таким образом дать ему возможность ещё больше приблизиться к духовному. Кроме того, Иов, который сравнивал себя с Авраамом, теперь получил возможность выдержать испытания и «доказать себя» на деле, как Авраам, выдержавший десять тяжелейших испытаний.

По мнению средневекового мудреца Авраама Ибн-Эзры, Иов получил пророческий дар только благодаря страданиям, которые выпали на его долю.

С уважение, Берл Набутовский

Читайте: Страдание и радость

Материалы по теме


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в суках, дабы знали ваши поколения, что в суках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше