Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева

Какую часть своего дохода должен возвращать Б-гу верующий? Несколько десятин?

Темы: Цдака, Десятина, Яков Шуб

Отложить Отложено

Какую часть своего дохода должен возвращать Б-гу верующий? Только 10% или больше согласно закону? Есть мнение, что нужно возвращать несколько десятин, насколько оно обосновано? Не имеются в виду добровольные пожертвования. На что сейчас расходуется десятина?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Как известно, каждый еврей обязан выполнять заповедь цдака — выделять часть денег на нужды малоимущих и изучающих Тору. Для обычных людей размер пожертвований — десятая часть (маасер) от чистого дохода.

Тот же, кто желает проявить щедрость и выполнить заповедь наилучшим образом, может отделять от своего имущества пятую часть — хомеш. Хофец Хаим в своем фундаментальном труде о законах и правилах благотворительности Аават Хесед пишет, что мудрецы усматривают намек на это в книге Берейшит (28:22): «И из всего, что дашь мне, отделю Тебе десятину» [в оригинале «отделю» — аасрену, это слово образовано от того же корня, что и слово маасер — «десятина»]. Таким образом, десятая часть упомянута дважды, а две десятых части это одна пятая. При этом Хофец Хаим отмечает: из «намека» в Писании видно, что отдавать две десятины отдельно предпочтительнее, чем сразу дать одну пятую часть, поскольку этот размер — десятая часть — имеет по Торе особое значение.

Правильно разделить хомеш следует так: первую десятину отдать изучающим Тору, потому что она подобна первому маасеру, который отдавали коэнам и левитам, чтобы они укрепились в Торе Всевышнего, как сказано в Писании. А вторую десятину отдать на другие добрые дела (Аават хесед, гл.19).

Следует отметить, что на практике большинство людей старается отделять маасер, т.е. десятую часть доходов, и только единицы позволяют себе отделять пятую часть (хомеш).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше