Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дающий тысячу золотых сразу тому, кому следует давать, не так щедр, как тот, кто тысячу золотых раздает не сразу, а тысячу раз, и каждый золотой уместно.»Орхот цадиким. Щедрость

Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Ада живыми?

Темы: Геином, Рав Ицхак Зильбер, Шмуэль, Пророчество, Корах, Тора с комментарием Раши, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый р. Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там».

Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Для того наш раздел на сайте и существует, чтобы Вы могли спрашивать.

Давайте начнем рассматривать историю Кораха и его сыновей на один этап раньше. Помнится мне, как об этом мидраше рассказывал нам рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника: когда Моше вошел в шатер Кораха, его сыновья, которые сначала поддерживали отца, как и подобает преданным детям, почувствовали смятение. Что делать — встать пред учителем? Но отец, который с ним конфликтует (и, раз отец против него, значит, что-то в этом есть), может обидеться. А, с другой стороны, не встать — не годится, это неуважение к талмид хахаму (мудрецу) и учителю всего Израиля.

Поколебавшись, они все же решили встать, и с этого начался у них процесс переосмысления того, что происходит между их отцом и Моше. В конце концов, уже на пороге Геинома, они все же пришли к окончательному выводу, что прав Моше, и спаслись — то самое «высокое место» помогло им не скатиться вниз и остаться в живых.

Их потомки — левиты — служили в Храме. Кроме того, одним из их потомков был не кто иной, как пророк Шмуэль, о котором сказано, что его значение для своего поколения было — как значение Моше и Аарона вместе взятых для их поколения. А если Вы читаете Тэилим, то можете найти среди них несколько глав, авторами которых являются сыновья Кораха. По преданию, они сложили эти псалмы в ту самую трагическую минуту, когда вокруг гибли люди, а они спаслись (Раши к Тэилим 42:1).

Интересно, что именно узнав о роли Шмуэля, Корах совершил свою роковую ошибку. Дело в том, что он увидел с помощью руах а-кодеш, «полупророческого» ощущения, что от него произойдет великий пророк. И именно поэтому решил, что не погибнет.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Шмуэль бен Элькана

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.

Раши (Раби Шломо Ицхаки)

Браха Губерман

О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда

Автобиография

Рав Ицхак Зильбер

Автобиография рава Ицхака Зильбера к книге «Пламя не спалит тебя».

Корах. Заслуги мудрых жен

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше