Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми?

23 июня 2017 года, темы: Геином, Рав Ицхак Зильбер, Шмуэль, Пророчество, Корах, Тора с комментарием Раши, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там».

Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Для того наш раздел на сайте и существует, чтобы Вы могли спрашивать.

Давайте начнем рассматривать историю Кораха и его сыновей на один этап раньше. Помнится мне, как об этом мидраше рассказывал нам рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника: когда Моше вошел в шатер Кораха, его сыновья, которые сначала поддерживали отца, как и подобает преданным детям, почувствовали смятение. Что делать — встать пред учителем? Но отец, который с ним конфликтует (и, раз отец против него, значит, что-то в этом есть), может обидеться. А, с другой стороны, не встать — не годится, это неуважение к талмид хахаму (мудрецу) и учителю всего Израиля.

Поколебавшись, они все же решили встать, и с этого начался у них процесс переосмысления того, что происходит между их отцом и Моше. В конце концов, уже на пороге Геинома, они все же пришли к окончательному выводу, что прав Моше, и спаслись — то самое «высокое место» помогло им не скатиться вниз и остаться в живых.

Их потомки — левиты — служили в Храме. Кроме того, одним из их потомков был не кто иной, как пророк Шмуэль, о котором сказано, что его значение для своего поколения было — как значение Моше и Аарона вместе взятых для их поколения. А если Вы читаете Тэилим, то можете найти среди них несколько глав, авторами которых являются сыновья Кораха. По преданию, они сложили эти псалмы в ту самую трагическую минуту, когда вокруг гибли люди, а они спаслись (Раши к Тэилим 42:1).

Интересно, что именно узнав о роли Шмуэля, Корах совершил свою роковую ошибку. Дело в том, что он увидел с помощью руах а-кодеш, «полупророческого» ощущения, что от него произойдет великий пророк. И именно поэтому решил, что не погибнет.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Что такое пророчество?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

Откуда известно, сколько лет прошло с сотворения мира?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад. Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»