Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.

Герой, точнее, антигерой нашей недельной главы, — бунтовщик Корах. У него было немало достоинств. Умный, богатый и знатный человек, которому доверили нести Ковчег, двоюродный брат самого Моше рабейну, предок мудрого и бескорыстного пророка Шмуэля — таким был Корах. При этом он обладал единственным недостатком. Корах стремился стать лидером и буквально жаждал власти. Моше и Аарон были его полнейшей противоположностью: они изначально не были заинтересованы в лидерских полномочиях, и Сам Всевышний «подтолкнул» их к исполнению аналогичных обязанностей.

В Притчах царя Соломона сказано: «Мудрая жена строит дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей 14:1). В мидраше приводится пример того, как этот принцип был реализован в дни бунта. Жена Кораха постоянно настраивала мужа против Моше и Аарона, обвиняла их в узурпации власти, в неравноправии и других мнимых грехах. Неудивительно, что ее слова упали на благодатную почву.

Среди бунтовщиков был человек по имени Он, сын Пелета. Ему, слава Б-гу, досталась мудрая супруга. Когда Он вернулся домой и сообщил о намерениях Кораха, жена тотчас воспротивилась: «Что тебе с того, кто будет лидером, Моше или Корах? Ты все равно останешься на вторых ролях». Ее аргументация не подействовала. Он бен-Пелет пояснил, что он дал клятву присоединиться к заговорщикам, и скоро они придут за ним.

Тогда женщина пошла на хитрость. Она напоила мужа вином, и он вскоре заснул. Раши объясняет, что супруга Она прекратила спорить и пошла на этот шаг по очень простой причине. Данная ее мужем клятва была действительна только в том случае, если он услышит голоса бунтовщиков. А какой спрос с нетрезвого спящего человека? Докричаться до него — задача невыполнимая.

Убедившись, что муж спит, жена Она вымыла голову и села с распущенными волосами возле двери. Вскоре возле дома появились сообщники Кораха. Они начали вопить: «Он бен-Пелет! Он бен-Пелет!», но тщетно. Наш герой спал сном младенца. Тогда бунтовщики распахнули дверь, увидели жену Она с непокрытой головой и смущенно удалились. Так мудрая женщина спасла своего супруга.

Каждую пятницу мы исполняем песню «Эшет хаиль», гимн добродетельной жене, составленный царем Соломоном. Из ряда эпитетов и праведных поступков выбивается следующий стих: «Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны» (Мишлей 31:23). Автор не просто так сообщает, чем занимается муж добродетельной жены. Он указывает на то, что своим общественным положением мужчина напрямую обязан супруге.

Есть немало историй о том, как жены крупных раввинов делали всё возможное для того, чтобы их мужья учили Тору без помех, а дети воспитывались в традиционном духе. Когда рабби Элиягу-Цви Кройзера спрашивали, как ему удалось вырастить таких талантливых и Б-гобоязненных детей, он с улыбкой отвечал: «В этом виновата моя жена».

Пока дети были маленькими, жена раввина Хаима Каневского не покидала пределов Бней-Брака, чтобы навестить родителей. Она не оставляла детей на мужа, зная, что это помешает ему углубленно заниматься Торой.

Как-то раз жена раввина Йосефа-Шалома Эльяшива подала мужу еду на кухне, а не в гостиной, как это было принято. Ее отец раввин Арье Левин, который при этом присутствовал, удивился, но ничего не сказал. Впоследствии выяснилось, что у детей, которые находятся в гостиной, высокая температура. С одной стороны, жена р. Эльяшива хотела, чтобы муж за них помолился, с другой — не желала отвлекать его от изучения Торы.

Жена р. Эльяшива успешно вырастила десятерых детей в скромной двухкомнатной квартире. Когда одному из ее сыновей понадобилось сделать операцию, раббанит пошла советоваться с мужем. Дойдя до бейт-мидраша и услышав голос супруга, сосредоточенно изучавшего Талмуд, женщина решила его не беспокоить. Операция, о которой р. Эльяшив так и не узнал, прошла благополучно.

Современная поговорка гласит: «За каждым успешным мужчиной стоит умная женщина». Пожелаем же, чтобы праведные еврейские жены помогали своим мужьям достичь необходимых вершин в духовном самоусовершенствовании.


В Торе сложно найти упоминание какого-либо растения лишь на простом уровне. Растение — это почти всегда символ, аллегория, намек на что-то более высокое. Например, символом рая является сад, Ган Эден, полный прекрасных растений. А каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов... Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Суть Ту Бишват, краткий курс

Рав Ефим Свирский

Каббалистический смысл всех плодов

Законы седьмого года 1. Введение

Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»

Сколько названий у шмиты?