Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.

Герой, точнее, антигерой нашей недельной главы, — бунтовщик Корах. У него было немало достоинств. Умный, богатый и знатный человек, которому доверили нести Ковчег, двоюродный брат самого Моше рабейну, предок мудрого и бескорыстного пророка Шмуэля — таким был Корах. При этом он обладал единственным недостатком. Корах стремился стать лидером и буквально жаждал власти. Моше и Аарон были его полнейшей противоположностью: они изначально не были заинтересованы в лидерских полномочиях, и Сам Всевышний «подтолкнул» их к исполнению аналогичных обязанностей.

В Притчах царя Соломона сказано: «Мудрая жена строит дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей 14:1). В мидраше приводится пример того, как этот принцип был реализован в дни бунта. Жена Кораха постоянно настраивала мужа против Моше и Аарона, обвиняла их в узурпации власти, в неравноправии и других мнимых грехах. Неудивительно, что ее слова упали на благодатную почву.

Среди бунтовщиков был человек по имени Он, сын Пелета. Ему, слава Б-гу, досталась мудрая супруга. Когда Он вернулся домой и сообщил о намерениях Кораха, жена тотчас воспротивилась: «Что тебе с того, кто будет лидером, Моше или Корах? Ты все равно останешься на вторых ролях». Ее аргументация не подействовала. Он бен-Пелет пояснил, что он дал клятву присоединиться к заговорщикам, и скоро они придут за ним.

Тогда женщина пошла на хитрость. Она напоила мужа вином, и он вскоре заснул. Раши объясняет, что супруга Она прекратила спорить и пошла на этот шаг по очень простой причине. Данная ее мужем клятва была действительна только в том случае, если он услышит голоса бунтовщиков. А какой спрос с нетрезвого спящего человека? Докричаться до него — задача невыполнимая.

Убедившись, что муж спит, жена Она вымыла голову и села с распущенными волосами возле двери. Вскоре возле дома появились сообщники Кораха. Они начали вопить: «Он бен-Пелет! Он бен-Пелет!», но тщетно. Наш герой спал сном младенца. Тогда бунтовщики распахнули дверь, увидели жену Она с непокрытой головой и смущенно удалились. Так мудрая женщина спасла своего супруга.

Каждую пятницу мы исполняем песню «Эшет хаиль», гимн добродетельной жене, составленный царем Соломоном. Из ряда эпитетов и праведных поступков выбивается следующий стих: «Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны» (Мишлей 31:23). Автор не просто так сообщает, чем занимается муж добродетельной жены. Он указывает на то, что своим общественным положением мужчина напрямую обязан супруге.

Есть немало историй о том, как жены крупных раввинов делали всё возможное для того, чтобы их мужья учили Тору без помех, а дети воспитывались в традиционном духе. Когда рабби Элиягу-Цви Кройзера спрашивали, как ему удалось вырастить таких талантливых и Б-гобоязненных детей, он с улыбкой отвечал: «В этом виновата моя жена».

Пока дети были маленькими, жена раввина Хаима Каневского не покидала пределов Бней-Брака, чтобы навестить родителей. Она не оставляла детей на мужа, зная, что это помешает ему углубленно заниматься Торой.

Как-то раз жена раввина Йосефа-Шалома Эльяшива подала мужу еду на кухне, а не в гостиной, как это было принято. Ее отец раввин Арье Левин, который при этом присутствовал, удивился, но ничего не сказал. Впоследствии выяснилось, что у детей, которые находятся в гостиной, высокая температура. С одной стороны, жена р. Эльяшива хотела, чтобы муж за них помолился, с другой — не желала отвлекать его от изучения Торы.

Жена р. Эльяшива успешно вырастила десятерых детей в скромной двухкомнатной квартире. Когда одному из ее сыновей понадобилось сделать операцию, раббанит пошла советоваться с мужем. Дойдя до бейт-мидраша и услышав голос супруга, сосредоточенно изучавшего Талмуд, женщина решила его не беспокоить. Операция, о которой р. Эльяшив так и не узнал, прошла благополучно.

Современная поговорка гласит: «За каждым успешным мужчиной стоит умная женщина». Пожелаем же, чтобы праведные еврейские жены помогали своим мужьям достичь необходимых вершин в духовном самоусовершенствовании.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени