Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах

Содержание раздела

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен сверхъестественным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха с сообщниками. Многие евреи, поддержавшие Кораха, хотели отомстить Моше, но в их рядах начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата-первосвященника, Б-г прекратил массовую казнь, унесшую жизни 14700 человек. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Мишкане посохи с именами колен. Наутро посох колена Леви, на котором было начертано имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им для служения и Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Левиты не могут владеть землей, и другие колена должны обеспечивать их материальные нужды за счет десятин и других отчислений. В конце раздела приведены законы первых плодов урожая, выкупа первенцев и других приношений.

Береги честь ближнего

Письменная Тора похожа на конспект лекции. Кто не слышал лекцию, тот не поймет текст конспекта. Мы слушали "лекцию" у горы Синай. В Синайском Откровении корень Торы Письменной и Устной: корень Мишны, Талмуда, всех комментариев и толкований мудрецов, которые помогают нам понять сжатый и емкий текст изучаемых нами разделов Пятикнижия.

В начале этого раздела, повествующего о бунте Кораха, названы его сообщники: "Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена" (16:1). Больше Он нигде не упоминается. Куда он исчез? И каков смысл его появления в первом стихе?

Корах, как известно, принадлежал к колену Леви. Левиты были служителями в Храме; готовясь к службе, они должны были обрить свое тело, удалить с кожи все волосы. Когда Корах впервые вернулся домой, безволосый с головы до пят, жена презрительно рассмеялась. "Ты смешон и жалок, как ощипанный гусь", – заявила она мужу. Корах был глубоко уязвлен. Он вспомнил, что указание о бритье левиты получили от Моше. Корах решил, что Моше специально придумал эту процедуру, чтобы унизить лично его. Неважно, что остальные 21999 левитов тоже были обриты. Они выполняли роль статистов в гнусном заговоре, направленном против него, Кораха. Моше разработал весь этот сложный спектакль, привлек к нему множество людей лишь с одной целью – выставить Кораха на посмешище перед евреями, Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения: Корах решил начать открытый бунт против Моше и Аарона.

В мидраше говорится, что во всем мире были два богача и влиятельных деятеля, еврей Корах и нееврей Аман, которых подвели их жены. Из книги Эстер мы знаем, что жена Амана Зереш посоветовала ему "приготовить дерево высотой в пятьдесят локтей", чтобы повесить на нем Мордехая, но жребий перевернулся, и на дерево вздернули самого Амана. Корах тоже послушался свою неразумную, злокозненную жену и потерял все: богатство, доброе имя и саму жизнь.

Куда больше повезло с женой другому персонажу настоящего раздела. Он бен Пелет был одним из главных участников заговора, возглавляемого Корахом. Но после первой стычки с Моше и Аароном жена убедила его выйти из игры: "Какая тебе разница, кто будет руководителем, Моше или Корах? Ты все равно ничего не выиграешь".

Этим ее роль в спасении мужа не ограничилась. Она уложила его спать, а сама села на пороге дома с непокрытыми распущенными волосами, выставив себя на публичный позор. Поскольку еврею запрещено смотреть на простоволосую женщину (кроме собственной жены), заговорщики, пришедшие вечером за Оном, не решились приблизиться к его дому. Они думали, что его жена сошла с ума, пожалели беднягу и удалились.

Некоторые люди готовы на все ради спасения чести. Вопрос лишь в том, чью честь они защищают – свою или ближнего.

Глат треф в кашерном стиле

Некоторые удивляются, как можно платить две-три тысячи шекелей за пару тфилин: "Тратить столько денег на две кожаные коробочки с ремешками и какими-то еврейскими письменами внутри? Какая глупость! Если весь смысл этих тфилин состоит в том, чтобы напоминать о религиозном долге, к чему такая квазинаучная скрупулезная точность в их изготовлении? Неужели так уж важно, чтобы буквы на пергаменте не имели ни единой трещинки, даже шириной с волосок?! Они ведь такие маленькие. Их едва видно. Фанатизм, доведенный до абсурда!"

"Ну-ка, открой свой компьютер. Что будет, если я перережу бритвой вон тот малюсенький проводок на модеме? Его же почти не видно".

"Да ты что?! Испортишь модем, он не будет работать".

"То же самое и с тфилин: если хотя бы на одной букве появится крошечный разлом, духовный модем тфилин перестанет принимать сигналы".

Подняв восстание, Корах хотел уличить Моше в фальсификации законов Торы, доказать, что Моше сам придумал заповеди, ссылаясь на авторитет Творца. С этой целью он спросил пророка, требуется ли мезуза дому, где полно святых книг. "Да, требуется", – ответил Моше. Корах насмешливо возразил: "Если одной-единственной мезузы, прибитой к дверному косяку достаточно, чтобы напоминать нам о Б-ге, целая библиотека с книгами Торы вполне выполнит эту задачу – такому дому мезуза не понадобится".

Корах был первым реформистом в иудаизме. "Главное, чтобы все выглядело по-еврейски, – говорил он. – Остальное неважно". Корах считал, что заповеди Торы имеют всего лишь символическое значение и не имеют никаких других функций. Но Моше-рабейну учил нас, что мицвот влияют на реальность в рамках строгих операционных критериев. Тора требует устанавливать одну мезузу на двери – не больше и не меньше. Даже если дом завален святыми книгами, увешан снаружи и изнутри маген-давидами и за километр видно, что в нем живут евреи.

 

 

 

 

 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.