Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах

Содержание раздела

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен сверхъестественным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха с сообщниками. Многие евреи, поддержавшие Кораха, хотели отомстить Моше, но в их рядах начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата-первосвященника, Б-г прекратил массовую казнь, унесшую жизни 14700 человек. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Мишкане посохи с именами колен. Наутро посох колена Леви, на котором было начертано имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им для служения и Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Левиты не могут владеть землей, и другие колена должны обеспечивать их материальные нужды за счет десятин и других отчислений. В конце раздела приведены законы первых плодов урожая, выкупа первенцев и других приношений.

Береги честь ближнего

Письменная Тора похожа на конспект лекции. Кто не слышал лекцию, тот не поймет текст конспекта. Мы слушали "лекцию" у горы Синай. В Синайском Откровении корень Торы Письменной и Устной: корень Мишны, Талмуда, всех комментариев и толкований мудрецов, которые помогают нам понять сжатый и емкий текст изучаемых нами разделов Пятикнижия.

В начале этого раздела, повествующего о бунте Кораха, названы его сообщники: "Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена" (16:1). Больше Он нигде не упоминается. Куда он исчез? И каков смысл его появления в первом стихе?

Корах, как известно, принадлежал к колену Леви. Левиты были служителями в Храме; готовясь к службе, они должны были обрить свое тело, удалить с кожи все волосы. Когда Корах впервые вернулся домой, безволосый с головы до пят, жена презрительно рассмеялась. "Ты смешон и жалок, как ощипанный гусь", – заявила она мужу. Корах был глубоко уязвлен. Он вспомнил, что указание о бритье левиты получили от Моше. Корах решил, что Моше специально придумал эту процедуру, чтобы унизить лично его. Неважно, что остальные 21999 левитов тоже были обриты. Они выполняли роль статистов в гнусном заговоре, направленном против него, Кораха. Моше разработал весь этот сложный спектакль, привлек к нему множество людей лишь с одной целью – выставить Кораха на посмешище перед евреями, Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения: Корах решил начать открытый бунт против Моше и Аарона.

В мидраше говорится, что во всем мире были два богача и влиятельных деятеля, еврей Корах и нееврей Аман, которых подвели их жены. Из книги Эстер мы знаем, что жена Амана Зереш посоветовала ему "приготовить дерево высотой в пятьдесят локтей", чтобы повесить на нем Мордехая, но жребий перевернулся, и на дерево вздернули самого Амана. Корах тоже послушался свою неразумную, злокозненную жену и потерял все: богатство, доброе имя и саму жизнь.

Куда больше повезло с женой другому персонажу настоящего раздела. Он бен Пелет был одним из главных участников заговора, возглавляемого Корахом. Но после первой стычки с Моше и Аароном жена убедила его выйти из игры: "Какая тебе разница, кто будет руководителем, Моше или Корах? Ты все равно ничего не выиграешь".

Этим ее роль в спасении мужа не ограничилась. Она уложила его спать, а сама села на пороге дома с непокрытыми распущенными волосами, выставив себя на публичный позор. Поскольку еврею запрещено смотреть на простоволосую женщину (кроме собственной жены), заговорщики, пришедшие вечером за Оном, не решились приблизиться к его дому. Они думали, что его жена сошла с ума, пожалели беднягу и удалились.

Некоторые люди готовы на все ради спасения чести. Вопрос лишь в том, чью честь они защищают – свою или ближнего.

Глат треф в кашерном стиле

Некоторые удивляются, как можно платить две-три тысячи шекелей за пару тфилин: "Тратить столько денег на две кожаные коробочки с ремешками и какими-то еврейскими письменами внутри? Какая глупость! Если весь смысл этих тфилин состоит в том, чтобы напоминать о религиозном долге, к чему такая квазинаучная скрупулезная точность в их изготовлении? Неужели так уж важно, чтобы буквы на пергаменте не имели ни единой трещинки, даже шириной с волосок?! Они ведь такие маленькие. Их едва видно. Фанатизм, доведенный до абсурда!"

"Ну-ка, открой свой компьютер. Что будет, если я перережу бритвой вон тот малюсенький проводок на модеме? Его же почти не видно".

"Да ты что?! Испортишь модем, он не будет работать".

"То же самое и с тфилин: если хотя бы на одной букве появится крошечный разлом, духовный модем тфилин перестанет принимать сигналы".

Подняв восстание, Корах хотел уличить Моше в фальсификации законов Торы, доказать, что Моше сам придумал заповеди, ссылаясь на авторитет Творца. С этой целью он спросил пророка, требуется ли мезуза дому, где полно святых книг. "Да, требуется", – ответил Моше. Корах насмешливо возразил: "Если одной-единственной мезузы, прибитой к дверному косяку достаточно, чтобы напоминать нам о Б-ге, целая библиотека с книгами Торы вполне выполнит эту задачу – такому дому мезуза не понадобится".

Корах был первым реформистом в иудаизме. "Главное, чтобы все выглядело по-еврейски, – говорил он. – Остальное неважно". Корах считал, что заповеди Торы имеют всего лишь символическое значение и не имеют никаких других функций. Но Моше-рабейну учил нас, что мицвот влияют на реальность в рамках строгих операционных критериев. Тора требует устанавливать одну мезузу на двери – не больше и не меньше. Даже если дом завален святыми книгами, увешан снаружи и изнутри маген-давидами и за километр видно, что в нем живут евреи.

 

 

 

 

 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"