Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Всякий, проявляющий осмотрительность на своём пути в этом мире, достоен увидеть спасение от Святого, благословен Он»В. Талмуд, Моэд Катан 5а

Зачем Б-гу вдруг надо стало создать небо, землю и т.д.?

9 ноября 2011 года, темы: Берешит, Сотворение мира, Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом, рав. Возникли несколько вопросов по первой главе раздела Берешит.

1. В какой-то момент (хотя времени до этого момента не существовало) Творец решил речением создать небо и землю… И так — вплоть до человека. А почему? Задам человеческий вопрос: зачем Ему вдруг надо стало? Ведь Он совершенен и не испытывает ни в чем недостатка/избытка, а желание создать что-либо — это ведь уже нарушение равновесия и совершенства. Не понятно.

2. Творец создал человека по образу и по подобию «нашему». Под подобием, уподоблением Творцу мы понимаем максимальную близость к Творцу, которая проявляется в том, что мы стараемся вести себя так, как проявляет себя Ашем в этом мире. Он поступает милосердно, творит хесед, и мы пытаемся, Он обладает гвурой (силой, доблестью), и любому мужчине это качество необходимо и т.д. Но у Творца эти «качества» уже были до момента создания человека, до создания Им ангелов и творений верхнего мира. Но тогда как они (напрашивается и вопрос «к кому?», хотя он бессмысленный) проявлялись, ведь все эти понятия хесед, гвура, рахамим (милосердие) не имеют смысла, когда еще ничего не создано и только Творец — это все, что есть, только Он — единственная реальность. Или просто в Творце есть все-все-все?..

3. Почему за каждый день говорится: «И был вечер, и было утро: день 1,2,…»? Ведь это только полдня… Логичнее, чтобы было написано «и был вечер, и было утро, и был день», ну, или «и был вечер, и был день». А так, вроде, получается, для творения Ашем задействовал только полдня, а остальная половина куда?

И не связанный с главой Берешит вопрос: Говорят мудрецы, что каждое поколение, которое не удостоилось прихода Машиаха, будет судимо, с него спросят за это. Но также говорят, что первые 6 дней творения соответствуют первым 6000 годам и с 6000 по 6999 гг. будет разрушение мира и приход Машиаха, т.е., вроде как, уже предопределено, когда Машиах придет. Где смысл молиться, чтоб он пришел раньше, в чем свобода выбора? Николай

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Николай!

Боюсь, что на Ваши, столь глубокие, сколь и интересные вопросы, я не смогу дать полных ответов, но все же постараюсь по мере сил.

1. В наших книгах, особенно, в трудах Рамхаля, проясняется один очень важный момент: желание означает недостаток, «нехватку». А ведь Тот, у Кого есть все, действительно не может нуждаться ни в чем. И, тем не менее, одно желание может быть даже у Абсолютного. Это — желание делиться с другими, делать добро. Всевышний сотворил человека для того, чтобы щедро наделить творения Своим бесконечным благом.

2. Как сказал однажды рав Нойгершл: «Если бы мы смогли до конца понять Всевышнего, то это был бы уже не Всевышний…» Рав Хаим Воложинер пишет в знаменитой книге Нэфеш а-Хаим, что наши попытки понять Творца могут быть успешными, если речь идёт о Его проявлениях в мире, но никак не о Нём Самом — Его мы не можем даже пытаться постичь. Возможно, в этом ключе и следует рассуждать, чтобы как-то приблизиться к разрешению Вашего вопроса. То есть, качества Всевышнего всегда существуют, однако мы можем говорить о них только в свете их проявления в сотворённом мире. Ваше замечание «просто в Творце есть все-все-все» достаточно исчерпывающе.

3. Очень справедливый вопрос, комментаторы Торы тоже обратили на это внимание. Разумеется, речь идёт о целом дне. Почему же тогда упоминаются только вечер и утро? Простой ответ, который дают комментаторы: и ночь, и день названы по своему началу — ночь начинается с вечера, а день — с утра. Более глубокий ответ дают Ибн-Эзра, Радак и многие другие. Корень ערב (аин-рейш-бет)означает «смешение». Название вечера — эрев — подчеркивает, что с наступлением темноты предметы перестают отличаться друг от друга и даже не сильно знакомых людей в темноте можно перепутать с другими. Тогда как название его противоположности, утра — бокер — образовано от корня בקר (бэт-куф-рейш), означающего «различение». Днём предметы и люди ясно различимы. Таким образом, вместо слов «день» и «ночь» употреблены слова «утро» и «вечер», чтобы подчеркнуть это их различие.

4. У пророка Ишайи (60:22), где речь идет о грядущем Избавлении, сказано: «Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это». Мудрецы в трактате Сангедрин (88а) спросили: как же — «в назначенное время» или «ускорю»? Ведь не нужно ничего ускорять, чтобы оно случилось в назначенное время. И ответили так: «в назначенное время» Машиах придёт, если мы не удостоимся того, чтобы Всевышний ускорил его приход… Следовательно, противоречия нет — мы ждём его каждый день, надеясь на «ускорю», но и «назначенное время» нам тоже известно.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Когда будет конец света?

Для чего Б-г создал мир?

Мои молитвы расходятся с планами Всевышнего?


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня
Новомесячье — Рош Ходеш
Рош Ходеш месяца Хешван наступает сегодня вечером, после захода солнца.
Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников — это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой. Читать дальше