Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Расскажите о больших и малых постах...

Темы: Пост Гедалии, Йом Кипур, 9 Ава, 10 Тевета, Пост, 17 Тамуза, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Не могли бы Вы рассказать о больших и малых постах в иудаизме? Заранее большое спасибо. И.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая И.!

Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Когда евреи сделали золотого тельца, Моше-рабейну отправился на гору Синай во второй раз, чтобы вымолить у Всевышнего прощение. Получив его после 40 дней молитв, Моше спустился к евреям, однако прощение было неполным — Моше знал, что Б-г все еще гневается на Свой народ. Поэтому он немедленно поднялся вновь — еще на 40 дней. Это было в первый день месяца Элуль, а вернулся Моше, неся вторые скрижали, в Йом Кипур. С тех пор этот день зафиксирован в Торе как день Искупления — день поста, молитв и раскаяния, хотя раскаянию посвящен весь период, начиная с новомесячья Элуля. Йом Кипур — не просто пост, но и великий праздник, приравненный к субботе.

Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями, которыми столь богата наша история. Самый значимый из них — пост 9 Ава, который, прежде всего, связывают с разрушением Первого и Второго Храмов — оба были разрушены в этот день. Но помимо этого день 9 Ава был ознаменован многочисленными трагедиями национального масштаба, о чем можно прочесть в трактате Таанит и в книгах по еврейской истории. Одним из самых тяжелых событий стало разрушение Бейтара — последнего оплота руководителя антиримского восстания Бен-Козивы (известного в наше время как Бар-Кохва), которого все считали Машиахом.

Событие, наложившее такую печать на этот день, произошло еще во время скитаний еврейского народа по пустыне — собственно, именно из-за этого события переход из Египта в Землю Израиля превратился в многолетние скитания. Дело в том, что некоторые люди не хотели входить в неизвестную землю, не проверив сначала, куда они идут. Ведь в пустыне они были обеспечены всем необходимым и находились в безопасности. Поэтому они настояли на том, чтобы отправить в Землю Кнаан разведчиков. Те, в большинстве своем, по возвращении заявили, что земля, конечно, хорошая, но… нет никакой возможности ее завоевать. Да и смертность там очень высока, добавили они, чем повергли народ в совершенное уныние, и никакие увещевания Калева и Йеошуа — двух разведчиков, которые не забыли, Кто собирается их ввести в Землю Кнаан, не помогли. Сыны Израиля сели и стали плакать: зачем мы ушли из Египта… Такое недоверие к Творцу не могло не остаться безнаказанным, и Б-г объявил: «Сегодня плакали вы напрасно, но в будущем установлю Я этот день вам днем плача на (многие) поколения».

9 Ава постятся в течение суток, как в Йом Кипур. Кроме того, мудрецы вменили нам в обязанность вести себя в этот день подобно тем, кто только что потерял близких родственников, ни про кого не будь сказано. Не надевают кожаную обувь, не умываются, не здороваются с людьми и сидят не на высоких стульях, а только на полу или низеньких скамеечках (это правило действует только до полудня). Даже тфиллин и талит надевают не с утра, а только на Минху. При этом, как ни странно это может показаться, мы не читаем в этот день Таханун (особая, наиболее прочувствованная мольба о прощении, которую читают после повторения Амиды), так как день 9 Ава назван моэд — «назначенный день». Обычно это слово используется для обозначения праздников. Мы ждем того времени, когда 9 Ава станет по-настоящему праздничным днем, как это и было задумано изначально.

Еще мудрецы ввели несколько «малых» постов — с утра до вечера:

3 Тишри — в память об убитом Гедалье, наместнике Иудеи, со смертью которого остатки еврейской жизни в Иудее были уничтожены Вавилоном.

10 Тевета — в этот день Иерусалим был осажден врагами, длительная осада завершилась полным разрушением — в день 9 ава.

13 Адара — несколько необычный пост, так как мы вспоминаем не об очередной трагедии, а о чуде Пурима. Перед тем, как дать отпор ненавистникам, евреи по приказу Эстер постились, и сама она постилась перед тем, как идти к царю и просить за еврейский народ.

17 Таммуза — в этот день, как и 9 Ава, произошли 5 печальных событий, самыми известными из которых являются два: создание народом золотого тельца в пустыне и разрушение стен Иерусалима за три недели до сожжения Храма.

Существуют еще некоторые посты, рекомендованные мудрецами, как, например, канун Песаха — пост первенцев, или канун Рош а-Шана, но они были введены позднее упомянутых и не так общеприняты. Кроме того, в случае засухи, войны и прочих бедствий мудрецы объявляли пост, а отдельные праведники постились очень часто — в свое время посты по разным причинам были более распространенным явлением, чем сегодня.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Законы Йом Кипура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

законы десяти дней раскаяния и дня искупления

Месяц Тамуз

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше