Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Расскажите о больших и малых постах...

Темы: Пост Гедалии, Йом Кипур, 9 Ава, 10 Тевета, Пост, 17 Тамуза, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Не могли бы Вы рассказать о больших и малых постах в иудаизме? Заранее большое спасибо. И.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая И.!

Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Когда евреи сделали золотого тельца, Моше-рабейну отправился на гору Синай во второй раз, чтобы вымолить у Всевышнего прощение. Получив его после 40 дней молитв, Моше спустился к евреям, однако прощение было неполным — Моше знал, что Б-г все еще гневается на Свой народ. Поэтому он немедленно поднялся вновь — еще на 40 дней. Это было в первый день месяца Элуль, а вернулся Моше, неся вторые скрижали, в Йом Кипур. С тех пор этот день зафиксирован в Торе как день Искупления — день поста, молитв и раскаяния, хотя раскаянию посвящен весь период, начиная с новомесячья Элуля. Йом Кипур — не просто пост, но и великий праздник, приравненный к субботе.

Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями, которыми столь богата наша история. Самый значимый из них — пост 9 Ава, который, прежде всего, связывают с разрушением Первого и Второго Храмов — оба были разрушены в этот день. Но помимо этого день 9 Ава был ознаменован многочисленными трагедиями национального масштаба, о чем можно прочесть в трактате Таанит и в книгах по еврейской истории. Одним из самых тяжелых событий стало разрушение Бейтара — последнего оплота руководителя антиримского восстания Бен-Козивы (известного в наше время как Бар-Кохва), которого все считали Машиахом.

Событие, наложившее такую печать на этот день, произошло еще во время скитаний еврейского народа по пустыне — собственно, именно из-за этого события переход из Египта в Землю Израиля превратился в многолетние скитания. Дело в том, что некоторые люди не хотели входить в неизвестную землю, не проверив сначала, куда они идут. Ведь в пустыне они были обеспечены всем необходимым и находились в безопасности. Поэтому они настояли на том, чтобы отправить в Землю Кнаан разведчиков. Те, в большинстве своем, по возвращении заявили, что земля, конечно, хорошая, но… нет никакой возможности ее завоевать. Да и смертность там очень высока, добавили они, чем повергли народ в совершенное уныние, и никакие увещевания Калева и Йеошуа — двух разведчиков, которые не забыли, Кто собирается их ввести в Землю Кнаан, не помогли. Сыны Израиля сели и стали плакать: зачем мы ушли из Египта… Такое недоверие к Творцу не могло не остаться безнаказанным, и Б-г объявил: «Сегодня плакали вы напрасно, но в будущем установлю Я этот день вам днем плача на (многие) поколения».

9 Ава постятся в течение суток, как в Йом Кипур. Кроме того, мудрецы вменили нам в обязанность вести себя в этот день подобно тем, кто только что потерял близких родственников, ни про кого не будь сказано. Не надевают кожаную обувь, не умываются, не здороваются с людьми и сидят не на высоких стульях, а только на полу или низеньких скамеечках (это правило действует только до полудня). Даже тфиллин и талит надевают не с утра, а только на Минху. При этом, как ни странно это может показаться, мы не читаем в этот день Таханун (особая, наиболее прочувствованная мольба о прощении, которую читают после повторения Амиды), так как день 9 Ава назван моэд — «назначенный день». Обычно это слово используется для обозначения праздников. Мы ждем того времени, когда 9 Ава станет по-настоящему праздничным днем, как это и было задумано изначально.

Еще мудрецы ввели несколько «малых» постов — с утра до вечера:

3 Тишри — в память об убитом Гедалье, наместнике Иудеи, со смертью которого остатки еврейской жизни в Иудее были уничтожены Вавилоном.

10 Тевета — в этот день Иерусалим был осажден врагами, длительная осада завершилась полным разрушением — в день 9 ава.

13 Адара — несколько необычный пост, так как мы вспоминаем не об очередной трагедии, а о чуде Пурима. Перед тем, как дать отпор ненавистникам, евреи по приказу Эстер постились, и сама она постилась перед тем, как идти к царю и просить за еврейский народ.

17 Таммуза — в этот день, как и 9 Ава, произошли 5 печальных событий, самыми известными из которых являются два: создание народом золотого тельца в пустыне и разрушение стен Иерусалима за три недели до сожжения Храма.

Существуют еще некоторые посты, рекомендованные мудрецами, как, например, канун Песаха — пост первенцев, или канун Рош а-Шана, но они были введены позднее упомянутых и не так общеприняты. Кроме того, в случае засухи, войны и прочих бедствий мудрецы объявляли пост, а отдельные праведники постились очень часто — в свое время посты по разным причинам были более распространенным явлением, чем сегодня.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Месяц Тамуз

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Можно ли добровольно поститься?

Рав Бенцион Зильбер

Пост, не установленный в Традиции, - защитит или повредит?


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).