Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В 3338 году от Сотворения мира войска вавилонского царя Невухаднецара (Навуходоносора) подошли к стенам Иерусалима, взяв город в кольцо. Осада началась 10 числа месяца тевет, а закончилась через три года 10 числа месяца тамуз взятием города, уничтожением Первого храма и семидесятилетним «вавилонским» изгнанием. В память о той трагической осаде установлен пост Десятого теветаАсара бе-тевет.

Начинается он с первыми лучами рассвета и продолжается до момента, когда на небе появляются первые вечерние звезды. Законы поста такие же, как и для всех остальных установленных мудрецами общественных постов. Но наши учителя (Авудраам и др.) сказали, что на самом деле пост этого дня строже всех остальных, потому что, если бы он пришелся на субботу (на самом деле такого в нашем календаре не бывает), то он «отодвинул бы» субботу (отменил бы субботние законы, подобно Йом-Кипуру, совпавшему с субботой).

В этот пост ни пьют, не едят, произносят специальные молитвы — слихот, добавляют вставку в молитву Шмоне-Эсре, в синагогах читают определенный отрывок по свитку Торы.

Эти же законы соблюдаются в остальные посты — кроме поста Девятого аба (он начинается вечером и связан с большим числом ограничений) и Йом-Кипура, который указан Торой. Перечислим их:3-го числа месяца тишрей, пост Гедалии (возглавлял еврейскую общину после разрушения Первого храма); 13-го числа месяца адар, Таанит Эстер — в память о двух постах, проведенных евреями Персии во времена Эстер и Мордехая; 17-го числа месяца тамуз — в память об осаде Иерусалима римскими войсками Тита, приведшей к разрушению Второго храма.

Посты установлены не только для памяти, но и для размышлений о тех несчастьях, что постигли наш народ в прошлом. Пост возвращает нас к путям Торы. Раскаяние предотвращает бедствие.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.