Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1

Как объяснить, что Рахель за букетик цветов продала Яакова?

Темы: Рахель, Лея, Яаков, Эсав, Праведники

Отложить Отложено

Уважаемый рав Реувен Куклин, в комментариях к Торе о Яакове, Рахели и Лее я нашла, что изначально женихом Леи был запланирован Эсав. Лея страдала от этого, и глаза её часто были опухшими от слёз… И поэтому перспектива стать женой благородного Яакова для Леи оказалась спасением. Почему Яаков так сильно любил Рахиль? Ведь Рахиль чем-то похожа на Эсава. Не были бы Рахиль и Эсав подходящей парой? Как Эсав, будучи голоден, продал своё первородство за похлёбку, что в ту минуту варил Яаков… Похоже, и Рахель за букетик цветов продала Яакова на ночь Лее. А потом подарила ему двух молоденьких красавиц, Билу и Зилпу чтоб те родили за её счёт детей от него. Я не могу совместить понятие её высокой духовности и такого отношения к мужу. Или всё здесь в норме? Ревновать неправильно? Есть ли какие-либо объяснения в Торе о ревности? Лея ревновала Яакова? Почему Рахель не ревновала мужа? Большое спасибо, М.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая М.,

Вы задаёте интересные вопросы. Видно, что Вы вдумчивый человек, стремящийся понять истину.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо привести один фундаментальный принцип, который поможет разобраться во многих вопросах и разрешить многие недоумения, возникающие при изучении Танаха.

Этот принцип мы находим в трактате Шаббат (112 б). Там приводится изречение рабби Зейры от имени Равы бар-Зимны: «Если первые (поколения мудрецов) ангелы, то мы люди, а если они люди, то мы ослы». Рабби Зейра своими словами проливает свет на истинный уровень праведников прежних поколений. По утверждению рабби Зейра, они находились на ином духовном уровне, недоступном нам. И «расстояние» между ними и нами настолько велико, что мы являемся совершенно иной сущностью: если они ангелы, мы люди, если они люди, то мы ослы. Не напрасно упомянул рабби Зейра в своём изречении именно «осла». Если сравнивать нас с первыми поколениями, мы не только «окажемся» животными, но и самими материальными из всех животных — ослами. «Осёл» на святом языке — хамор, от того же корня, что и хомер — материя: сущность осла — наиболее материальная.

Рабби Зейра говорил о мудрецах, живших всего за несколько поколений до него (как следует из слов Талмуда в трактате Эрувин 53а). Что же можно сказать о праведниках, которые упоминаются в Торе, которые жили сотни поколений до нас?! Тем более о наших праотцах и праматерях?!

Нет сомнения, что в любых своих делах они руководствовались самыми возвышенными соображениями и всё делали во имя Небес. Поэтому всё, что сказано в Торе о действиях и поступках праведников, нельзя понимать на уровне наших действий и поступков. Все их дела были таковы, что у нас нет никакой возможности их понять, подобно тому, как мы не можем понять ангелов.

Наша любовь — не их любовь, наша ревность — не их ревность, наша ненависть — не их ненависть. Все их чувства и мысли были совершенно на другом уровне, не доступном нашему пониманию.

Исходя из этого, ясно, что Рахель не «продала» Яакова за букетик цветов, не дай Б-г. Так не поступают даже порядочные люди нашего поколения. В книге Зоар (Ваеце, стр. 156—157) подробно, на протяжении двух листов, разъясняется, какими возвышенными мыслями руководились наши праотцы во всей этой истории с цветами, называвшимися дудаим. И Аризаль в нескольких местах (Шаар а-Гильгулим 33, 39, Шаар а-Псуким, глава Ваецэ) объясняет, насколько великие мотивы были воплощены в этом действии.

И во всём, что связано с рождением детей, наши праотцы не думали о себе. Они знали, что речь идёт о зарождении еврейского народа, любимого Творцом, народа с великой миссией (см. Какая для Б-га разница: еврей или нееврей?). Каждая желал внести в это свой вклад, тот, на который был способен. Именно мыслями о рождении еврейского народа руководствовалась Рахель, передавая Яакову Зильпу и Билху. Рахель знала уровень этих женщин и понимала, что они достойны участвовать в великом «проекте».

Я думаю, что после вышеизложенного излишне утверждать, что праведница Рахель не только не походила на Эсава, но и была его противоположностью.

С уважением, Реувен Куклин

Слушайте: Ревность в семье

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше