Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Тема

Даат

Постижение (даат). В еврейской литературе — начиная с Письменной Торы и заканчивая книгами современных авторов — большое место уделяется разным процессам умственной деятельности человека. Оно и понятно: ведь вся сущность человека определяется его сознанием, и именно от него зависит, будет ли ему сопутствовать успех. Для того чтобы понять многие из положений, связанных с сознанием, которым нас обучает Тора, прежде всего, чрезвычайно важно уяснить значение терминов, используемых для изложения этих положений. В противном случае не удастся избежать путаницы и ошибочных выводов. Одно из базовых положений такого рода на святом языке называется даат. Даат не надо путать со словом дат, которое имеет совершенно иной корень и совершенно иное значение. В переводе со Святого языка слово дат означает «закон, правила поведения». Сегодня это слово принято использовать в значении «религия», соответственно, датиим — «религиозные люди». Представляется, что наиболее близко выразить понятие даат на русском языке можно словом «постижение».

Оглавление

Вначале [↑]

В самом начале своего повествования Тора рассказывает о Творении мира, о венце Творения — человеке — и о его грехопадении. Сознание первого человека, Адама, в его первозданном состоянии было наполнено только добром и святостью, хотя он изначально был наделен свободой выбора. Зло существовало в мире, но оно воздействовало на человека как бы извне и представлялось Адаму в виде явной лжи. Для исполнения воли Творца Адаму нужно было только отмести ложь, не позволить ей проникнуть внутрь своего сознания, стать частью его сущности.

Такое служение показалось Адаму слишком примитивным, и он решил усложнить условия своей духовной работы во имя славы Творца. Он решился на отчаянный поступок — нарушить запрет Всевышнего ради того, чтобы в дальнейшем служить Ему на более высоком уровне. Адам вкусил запретный плод Древа Постижения Добра и Зла, что в корне изменило его восприятие действительности.

Постижение есть соединение, как сказано: «И познал Адам Хаву, жену свою» (Берейшит 4:1), что явно подразумевает физическую связь (см. «Нэфеш а-Хаим», 1:6). Другими словами, в результате греха в сознание Адама проникло зло и смешалось с добром так, что одно стало частью другого. Адаму и в самом деле удалось усложнить задачу выбора между добром и злом: сейчас прежде чем избрать путь добра, он должен потрудиться, чтобы выявить зло и отделить его от добра. Но история о грехопадении — это отдельная тема, требующая особого изучения. В рамках исследования вопроса о постижении мы обратимся к позитивной стороне вопроса. Рассказ о Древе Постижения Добра и Зла нам был полезен, чтобы вспомнить, где впервые Тора говорит о постижении, в каком контексте она о нем говорит и что суть постижения — «соединение».

Хохма, твуна, бина, даат, аскель [↑]

Чтобы полнее раскрыть значение слова даат, представляется полезным рассмотреть другие понятия, связанные с процессами, происходящими в сознании человека, и выявить отличия одного от другого. В первую очередь, обратимся к двум почти одинаковым стихам из книги Шмот (31:3 и 35:30), где рассказывается про Бецалеля, одного из основных участников изготовления предметов для служения в переносном Храме. Вот что Творец говорит о Бецалеле: «И Я наполнил его духом Б-жьим, мудростью (хохма), разумением (твуна), постижением (даат) и всяким искусством». Комментируя эти слова Писания, Раши (Шмот 31:3) пишет: «Хохма — это информация, которую человек воспринимает от других; твуна — то, что он в состоянии понять сам на основании полученной информации; даат — святое озарение (руах а-кодеш)».

Мы еще вернемся к словам Раши, но прежде прочтем еще несколько небольших отрывков из Танаха, чтобы проследить, как интересующие нас термины используются в различных контекстах. В книге пророка Ирмияу (3:15) сказано: «И дам вам пастырей по сердцу моему и будут они питать вас постижением (даат) и осознанием (аскель)». Царь Давид в Тэилим (119:66) говорит: «Хорошему вкусу и постижению (даат) научи меня, ибо в заповеди Твои верю я».

И несколько наиболее ярких фрагментов из Мишлей: «Если призовешь разум (бина) и глас свой поднимешь, взывая к разумению (твуна), если будешь добиваться его, как серебра, и искать, как клады, то обретешь постижение (даат) Б-га. Ибо Г-сподь дает мудрость (хохма), из уст Его — постижение (даат) и разумение (твуна)» (2:3-6). «Г-сподь мудростью (хохма) основал землю, утвердил небо разумением (твуна)» (3:19). «Начало мудрости (хохма) — страх перед Г-сподом, постижение (даат) Святого (или святостей) — разум (бина)» (9:10). «Сердце разумного (навон от слова бина) жаждет постижения (даат)…» (15:14). Задумавшись над этими отрывками, уже можно частично сформировать понимание этих слов. Но мы продолжим поиски в Устном Предании.

Мишна [↑]

В мишне из «Пиркей Авот» (3:17) среди прочего сказано, что если нет разумения (бина), нет постижения (даат); нет постижения — нет знаний. Из комментария Раши представляется, что «разумение» — это элементарное понимание базовых понятий, а «постижение» — осознание причинно-следственных связей явлений, содержащихся в знаниях. Раши пишет, что даат — это больше, чем просто адекватное восприятие информации о предмете, когда человек может его довольно полно описать. Даат — это постижение вещей на таком уровне, что, если спросить человека о них, он объяснит их глубинное значение, суть, первопричины.

Бина — означает разумное восприятие информации и способность со знанием дела передать ее внешнее содержание. Однако углубиться в суть вещей без даат (постижения) — невозможно. Рав Овадья из Бартенуры придерживается того же мнения и объясняет эту мишну так: пока человек не постиг суть предмета, знания о нем не имеют особого смысла, поэтому «если нет постижения — нет и разумения». Но с другой стороны, невозможно углубиться в постижение сути предмета, не обладая знаниями о нем. Поэтому мудрец и говорит: «Если нет разумения, то нет и постижения; нет постижения — нет и разумения». Автор комментария «Тосафот Йом Тов» замечает, что, согласно такому объяснению, слово «постижение» (даат) в стихе из Тэилим (119:66) «Хорошему вкусу и постижению обучай меня!» приведено в качестве синонима словосочетания «хороший вкус». Т.е. понять смысл предмета, почувствовать его вкус — именно это и есть постижение.

Рабейну Йона (там же) считает, что сознание человека формируется тремя этапами. Первый из них — мудрость (хохма), т.е. знания, полученные человеком от других людей. Подкрепим эту идею двумя местами Писания. В Мишлей (2:2) сказано: «Ухо свое сделаешь внимательным к мудрости (хохма), обратишь сердце свое к разумению (твуна)», а в книге Йова (33:33) говорится: «…и я обучу тебя мудрости (хохма)».

Второй этап — разумение (твуна), т.е. способность достроить недостающие звенья, исходя из полученной информации, путем анализа и сравнения отдельных явлений. На святом языке слово «разум» (бина) и разумение (твуна) являются родственными слову «постройка» (биньян), и мы можем видеть подтверждение этому «от обратного» в книге пророка Йешаяу (29:14), где потеря разума названа словом «разрушение»: «…и разум (бина) разумных его разрушен будет». Это слово также родственно слову «между» (бейнаим), т.е. оно выражает способность человека находить логическую связь между отдельными частями полученной информации.

Третий этап — даат: то, что человек постигает самостоятельно, логическим путем выводя неизвестное из того, что ему известно. Но постижению должны предшествовать знания, поэтому, если нет разумения, нет и постижения. Постижение же является ключом к переработке полученной информации, внедрению ее в жизнь. Если так, то без постижения нет разумения. Таким образом, одно питает другое и одно не может существовать без другого.

Знания, воспринятые и переработанные разумом, человек должен связать с «центром управления» его мыслями, ощущениями и практическими действиями. Эта связь и есть постижение. Другими словами, чисто внешняя информация сама по себе никак не может повлиять на сущность человека, пока он целенаправленно ее не обработает и не вживит в свою сущность так, чтобы она стала частью его. Яркий пример этому — самая известная молитва, «Шма, Исраэль»: «И узнаешь сегодня и внедришь в сердце свое» (Дварим 4:39). Что имеется в виду? Те слова, которые ты причитал в Торе, преврати в часть себя: живи ими, думай согласно им, принимай решения в соответствии с их смыслом, исполняй их, подобно тому, как ты исполняешь свои собственные желания. Т.е. постижение является высшей стадией мозговой деятельности человека, которая иногда может подняться до уровня святого озарения (руах а-кодеш), как мы это видели в приведенном выше комментарии Раши на Тору.

Выдающийся знаток Торы последних поколений рав Шимшон Рафаэль Гирш говорит об этом так: «Понимание (сэхель) — это способность субъективного мышления воспринимать объективную реальность мира. Этот процесс называется постижением (даат). Неразумный человек (сахаль, обратим внимание на сходное звучание этих противоположных по смыслу слов) тоже наделен способностью мыслить, но он не использует этот потенциал для восприятия объективных реалий, а остается навсегда в своих субъективных иллюзиях, не пытаясь подчинить свои мысли реальности бытия. Другими словами, он использует свои умственные способности во зло себе и другим (Берейшит гл.45)».

Некоторые авторитетные знатоки Торы (см., например, «Махзор Витри», «Икарим», «Меири», рабейну Бехае, «Тиферет Исраэль»), на первый взгляд, иначе понимают базовые понятия, приведенные в трактате «Авот». Они пишут, что постижение (даат) — это изначальные взгляды человека на предметы, явления, события и т.д., данные ему от природы (мускалот), а бина — это способность человека на основании уже известных ему идей (даат) выводить новые умозаключения. При более глубоком анализе представляется, что никакого противоречия между комментаторами нет. То, чем человек живет, будь то его личные взгляды на определенные аспекты бытия или сложившиеся на основе полученной им информации мнения, — все это является плодами его постижения мира (на основании слов рава Хаима Фриндлендера, «Сифтей Хаим», «Ринат Хаим», стр.88-92).

Упомянутые выше этапы умственной деятельности Виленский Гаон («Хемда Гнуза», «Мишлей») совершено гениально уподобляет процессу сознания человека. «Мудрость (хохма), — пишет великий мудрец, — подобна капле, которую дает отец для зачатия плода. Разумение (бина) — процесс по созданию зародыша, происходящий в утробе матери, который, среди прочего, направлен на отделение нужного от ненужного. Постижение (даат) — это рождение ребенка, т.е. плод умственной работы, когда с помощью мудрости происходит обработка полученных знаний».

Залог успеха [↑]

От слов Виленского Гаона перейдем к словам его великого сына, рабби Авраама. Он говорит, что возможность постижения на святом языке называется аскель. Это слово означает также «успех», как сказано: «Чтобы преуспел ты везде, куда ни пойдешь» (Йеошуа 1:7). Т.е. весь успех человека, как в вопросах материального достатка, карьеры, физического здоровья, социального положения, так и в любой другой сфере его жизни, — зависит от его способности постижения вещей. Более того, ощутить, что то добро, которым располагает человек, в реальности является добром, возможно только путем постижения истинных ценностей, содержащихся в каждом явлении.

Вот что об этом пишет рабби Нахман из Бреслава («Ликутей Моаран», Тора, п.21): «Основа человека — это его разум, и там, куда направлен разум, там находится вся сущность его обладателя. Причина любой дисгармонии в жизни человека заключается в изъяне его разумения, будь то нехватка в достатке, проблемы с детьми, со здоровьем и т.д. И хотя мы иногда видим, что есть люди, полностью лишенные разумения, у которых все в порядке, нужно знать, что это мнимый порядок, и в самом деле у них ничего нет. Как, впрочем, верно и обратное: то, что представляется иногда, что у цельной личности чего-то недостает — это обманчивое впечатление: в действительности он обладает всем необходимым в полной мере. И так говорят наши мудрецы, благословенна память о них: “Обрел постижение — владеешь всем, не обладаешь постижением — чем же ты владеешь?!”» («Недарим», 41а).

Молитва [↑]

Рассмотрим, как постижение отражено в тексте молитвы «Восемнадцать благословений» (Шмонэ эсре), которая была составлена мужами Великого Собрания и является обязательной трехразовой ежедневной молитвой каждого еврея. Молитва «Восемнадцать благословений» состоит из трех частей: вступление, которое представляет собой восхваление Творца; центральная часть молитвы — просьбы о самых насущных аспектах жизни; завершение, представляющее собой слова благодарности Творцу за то милосердие, которое Он постоянно изливает на Свои творения.

Центральную часть молитвы, т.е. наши просьбы к Всевышнему, мы начинаем просьбой о возможности постижения, и это не случайно: порядок благословений в молитве вымерен с поразительной точностью. Степень важность постижения, разумения, мудрости для человека переоценить невозможно. Пишет рабби Менахем бар Аарон бен-Зэрах в своей книге «Цейда ла-Дерех»: «Доброе начало человека обитает в его постижении. Поэтому самая первая наша просьба в молитве “Восемнадцать благословений” — о даровании нам постижения. Эту силу может дать человеку только Создатель, и люди бессильны помочь друг другу в этом вопросе. Именно Творец является первопричиной постижения, которого может достигнуть человек». И как продолжение этой идеи звучат слова рабби Моше бен Макира, великого автора книги «Седер а-Йом»: «Без возможности постижения человек будто постоянно пребывает в темноте, не имея возможности обрести законы Торы и миробытия. Он подвержен постоянным ошибкам и не ведает, по какому пути ему следует идти. Только обретя постижение, он сумеет отличить добро от зла и выбрать добро».

Следует обратить внимание, что просьба о даровании постижения — единственная из центральных благословений, которая начинается со вступления. Обращаясь к Создателю, мы вначале говорим Ему: «Ты даруешь человеку постижение!» — и только после этого переходим к самой просьбе. Хотя человек является творением Всевышнего, которое Он обеспечил множеством совершенных систем, действуя с помощью которых, человек может успешно продвигаться по направлению избранной им цели, но возможность постижения является чем—то иным. Постижение не находится в постоянном пользовании человека, а даруется ему каждый раз напрямую Творцом. Если знания человек может приобрести, обучаясь у преподавателя, то силу постижения он получает с Небес, в качестве подарка.

Субботние и праздничные молитвы состоят из такого же вступления, как и молитвы будних дней, они так же, как и молитвы будних дней, завершаются словами благодарения, но часть, посвященная просьбам, в них полностью отсутствует. В Иерусалимском Талмуде мы встречаем слова Рэбби (рабби Йеуды а-Наси): «Как могли (мужи Великого Собрания) в субботних и праздничных молитвах опустить просьбу о даровании постижения, ведь если нет постижения, и молитва невозможна!» («Брахот», 5:2).

Талмуд [↑]

Знакомство со словами наших учителей разных эпох о том, что же такое постижение, мы продолжим, обратившись к нескольким отрывкам из Вавилонского Талмуда. Сказал рав Ами: «Настолько велико постижение, что просьбу о нем (мужи Великого Собрания) установили в самом начале будничных молитв». И сказал рав Ами: «Настолько велико постижение, что в Писании оно упомянуто между буквами (Имен Всевышнего), как сказано: “…ибо Б-г постижения Г-сподь” (Шмуэль 1:2:3)». Сказал рабби Элазар: «Настолько велик Храм Творца, что в Писании он упомянут между буквами (Имен Всевышнего), как сказано: “…сделал Г-сподь святилище, Владыка…” (Шмот 15:17)». И сказал рабби Элазар: «Каждый, кто наделен постижением, достоин того, чтобы был выстроен Храм в его дни: Храм Творца упомянут в Писании между буквами (Имен Всевышнего), и постижение упомянуто в Писании между буквами (Имен Всевышнего)» («Брахот», 33а).

Исходя из изученного нами выше о том, что есть постижение, смысл сказанного в этих строках Талмуда можно понять следующим образом. Отсутствие постижения ведет к тому, что законы природы, созданные Всевышним, воспринимаются как нечто скрывающее Его присутствие в этом мире. Тогда как человек, наделенный способностью постижения и использующий ее в полной мере, напротив, в каждом явлении этого мира видит провидение Творца. Отсюда и связь между постижением и наличием Храма. Ведь Храм — это место, где каждый человек, находясь в материальном мире, мог явно увидеть присутствие Творца без всяких помех и сомнений.

Рассмотрим еще один фрагмент из Вавилонского Талмуда. Среди проклятий, положенных тому, кто нарушает Слово Творца, упоминается «недостаток во всем» (Дварим 28:57). В трактате «Недарим» (41а) приведено несколько мнений, в чем конкретно будет ощущаться недостаток. Рав Нахман сказал: «В отсутствии постижения». В продолжение этих слов говорит Абайе: «Предание, полученное нами устно от предыдущих поколений мудрецов: “Нет иной нищеты, кроме недостатка постижения”. И далее в Талмуде: “На Западе (имеются в виду мудрецы Страны Израиля, находящейся западней Вавилона, где был составлен Талмуд) сказали: “У того, у кого есть оно (постижение), есть все. Тот, кто его (постижения) лишен, чем обладает?! Его (постижение) приобрел — чего еще может недоставать?! Не приобрел его (постижение) — что же у тебя есть?!””». Представляется, что комментарии излишни!

Весь иудаизм основан на постижении [↑]

В завершение темы хотелось бы привести слова из замечательной книги «Пеле Йоэц» (эрэх даат): «Весь иудаизм основан на постижении! Вся цельность человека зависит от его способности постижения, и все его благополучие в этом и Грядущем мире именно в нем, и оно является всей его сущностью. Это то, что человеку дает возможность поступать правильно с позиции людей и Творца. Высшая степень постижения — это осознание того, что ты лишен постижения, и постоянная жажда учиться постижению у каждого человека. Тем более, у того, кто больше тебя в мудрости и старше по годам, а еще — из книг».

Все это необходимо, чтобы постичь, какой путь является правильным. И это будет для тебя признаком того, что ты обрел истинное разумение: когда ты поймешь, что ничего не знаешь. И об этом следует просить Творца, чтобы Он дал от Себя мудрость и постижение. Чтобы знать, каким путем идти, что делать и как поступать. В вопросах пропитания и здоровья тоже необходимо постижение, как сказано: «А при знании покои наполнятся всяким достоянием, драгоценным и приятным» (Мишлей 24:4); и сказано: «Потому что под сенью мудрости — как под сенью серебра, а польза знания (ясна): мудрость сохраняет жизнь владеющего ею» (Коэлет 7:12).

Выводить материалы