Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нет, нет никого кроме Б-га одного.

Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Мировоззрение, Качества Творца

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин. Я слышал, что Б-г находится во всём. Как это понимать?

Роман.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Роман!

Утверждение, что Б-г находится во всём, не совсем верно. Сказали мудрецы: «Б-г – место для мира, а не мир – место для Б-га» («Б-г вмещает мир, а не мир вмещает Б-га»). В месте, пространстве нуждаются вещи, ограниченные чем-либо, а Б-г ничем не ограничен.

Точное определение «соотношения» Творца и Его творений находится в Торе: "Нет (ничего) кроме Него" (Дварим 4, 35). Ещё сказано в Торе: " בשמים ממעל ועל הארץ מתחת אין עוד " («…на небе вверху и на земле внизу нет другого» – Дварим 4, 39).

Нам необходимо вдуматься в это утверждение, чтобы правильно его понять. Если нет ничего, кроме Него, что же такое мы и весь окружающий нас мир?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте задумаемся над словами мудрецов, приведенными выше: "Всевышний – место для мира".

Учат нас мудрецы в своём кратком изречении, что весь мир существует благодаря воле Б-га, проявляемой постоянно. Нет вещи во всём мире, которая не занимала бы места – пространства (как сказали мудрецы: "Нет вещи, у которой нет места"). Иначе ни один предмет не мог бы существовать. Подобно этому, без постоянно проявляемой воли Всевышнего мир не имел бы никакой возможности существовать. С другой стороны, мир не вмещает Б-га. Существование Б-га не зависит от существования мира.

Возможно, на этих словах мудрецов основывался Рамбам (см. начало книги Яд Хазака). Говорит Рамбам так: «1. Основа основ, фундаментальный принцип мудрости – знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он – первопричина всего сущего. И всё, что есть в мире – на земле, в небесах и под небом, – обязано своим бытием Его сущности. 2. И если допустить, что Он не существует, то из этого последует вывод, что не существует вообще ничего. 3. Если обо всём, кроме Него Самого, сказать, что этого не существует, то это не будет означать, что не существует и Он, ибо Его существование безусловно. Ибо всё сущее зависит от Него, в то время как Он, благословенный, не зависит как от мира в целом, так и от каждой отдельной сущности в нём. И непреложность Его бытия несравнима с непреложностью их существования. 4. Об этом сказал пророк: «Г-сподь Б-г, – истина» (Ирмеягу 10, 10). Он один – истина, и нет другого, чья истинность была бы подобна Его истинности. Об этом говорит Тора: «Нет ничего, кроме Него» (Дварим 4, 35). Иными словами, бытие всего существующего, кроме Него, не абсолютно».

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:   Б-г постоянно творит мир.

Материалы по теме

Что такое бар-мицва?

Рав Реувен Куклин

Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Сотворение мира и наука. Животный мир

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Новые открытия дают библейскому тексту объяснение, которое вполне отвечает требованиям современной науки.

Знакомьтесь — еврейство. 1

Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»


Как и любое испытание в жизни, бедность — это средство, которое призвано помочь духовному росту человека. Но почему одним дается такое испытание — бедностью — а другим нет? Не лучше ли для него было бы испытание богатством? Читать дальше