«Еврейская искра» — это персональное качество человека или группы лиц?30 октября 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель «Идишское выражение «дос пинтеле йид» часто переводится как «еврейская искра» — неразрушимая еврейская сущность, которая сокрыта глубоко внутри даже у тех, кто и не знает, что он еврей. Сущность, готовая проявиться в самый неожиданный момент». Вот такое определение, но люди в Израиле говорят, что Pintele Yid это совокупность всех людей в религиозных общинах. Можно пояснить смысл этого выражения, это персональное качество человека или группы лиц? Владимир Читать дальше |
|
В каких случаях обращаются к раввину?15 мая 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемая редакция Толдот! Огромное спасибо за вашу работу: на сайте буквально энциклопедические материалы по иудаизму. И кажется, что можно их изучать и соблюдать традиции самостоятельно. Ведь обращаться к раввинам — это очень тяжело и некорректно. Разве можно тревожить раввинов по пустякам? Или всё-таки есть какие-то случаи для обращений? Лично я стесняюсь. Заранее спасибо! N. Читать дальше |
|
Какие качества, поступки Моше доказывают, что он лидер?13 января 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Моше как лидер еврейского народа, его качества, поступки, доказывающие, что он лидер. Спасибо заранее! Читать дальше |
|
Откуда нееврей должен знать о существовании Творца, если Творец ему не открывался?7 июня 2022 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте! Если можно, вопрос к раву Даниэлю Маршальскому. Рамбам в своих трудах пишет о том, что из числа неевреев Грядущего мира удостоятся те, кто жил достойно не по собственному усмотрению, а потому, что так установил Всевышний. (Возможно, я не точно передаю эту мысль). Вопрос: евреи получили Тору всем народом и передают ее широким фронтом, как вы говорили, а неевреи ничего не получали. На что должен полагаться (ссылаться) нееврей в своей вере? Откуда он может знать о существовании Творца и Его воли, если перед ним Он не открывался? Спасибо! Александр Читать дальше |
|
Может ли человек быть безгрешным?31 марта 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук Может ли человек быть безгрешным? Ицхак Читать дальше |
|
Все ждут Машиаха. А пророка Элияу кто-то ждет?27 марта 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Подскажите, возможно, я не знаю ответа на простой и очевидный для всех вопрос. Написано в Малахи: (3, 23): «Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. (24) И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного». А все ждут Мошиаха, и, как показывает реальность, ждут евреи разные разного Мошиаха? А Эйлийу как-то и кто-то ждет? Ведь, на секундочку, получается у него такая неслабая роль? И это только то, что есть в книге Письменной Торы, а по факту получается: сильно и намного больше на его долю выпадает, если немного представить, что нужно проделать для того, чтобы «вернуть сердца»? Или как? Как будет всё происходить с ним? Подскажите, где прочитать об этом? Есть книга или статья какая? И вопрос, более всего интересующий: как пророк Эйлийу будет послан? Он родится, он будет взрослым представлен, так как был взят живым на небо? И много по этой теме вопросов, а такого внимания, мейнстримного, к теме не видно. А, казалось бы, вот написано черным по белому, как говорится. Интересно, почему? Ну, или мне не попадалась информация такая, странно. N. Читать дальше |
|
Почему благословения получают те, кому нет дела до Творца?6 февраля 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Прошу, объясните мне, пожалуйста: вот в Торе написано, что если мы будем соблюдать заповеди Б-га, то нас будет ждать благословение от Него. И там перечисляется, какие. От Самого Творца эти обещания. А если же нет, то ждите проклятия, так? И вот я думаю: почему в жизни всё наоборот? Вот мы с мужем соблюдаем субботу, стараемся жить по Его заповедям — и при этом мы не видим благословений, о которых Он говорил. Вот у нас нет дома и, вообще, много в жизни помех и сложностей, а вокруг нас живут люди, которым дела нет до Него и Его заповедей, — и при этом мы видим, как они получают от Него те самые благословения, которые Он обещал тем, кто будет соблюдать. Как это понимать? Я не завидую этим людям, и хвала Ему вечная за то, что мы имеем то, что имеем. Но тут просто интерес: вот как так? Почему получается наоборот: те, кто соблюдает, — мы унижены и обделены, они же расцветают, хотя многие из них — злые люди, делающие мерзости против Него. Просто интересно, почему такое расхождение. Спасибо вам! N. Читать дальше |
|
Я не самый духовный человек, но в деньгах всегда честен. Почему у меня испытания именно с деньгами?26 декабря 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Ув. Рав, у меня такая проблема. Я понимаю, что у всех материальных ситуаций есть духовный корень, но понять их я не могу. Я очень часто оказываюсь в ситуациях, которые моим умом не объяснимы. У меня уже второй год проблемы с работой, я всегда думал, что это проблема во мне: не так сказал, не промолчал, где следовало. Но последнее время всё еще сильнее усугубилось. Я работаю в сфере продаж, думал, что это у меня низкий уровень профессионализма, но я обратил внимание, что продажи очень сильно упали у всех. Я думал, это ответ от Всевышнего за какие-то мои поступки в финансовом плане по отношению к другим. Но я никого не обманывал на деньги, ни у кого не воровал, по возможности старался дать взаймы, если меня просили. Признаю, что я не самый духовный и набожный человек: и не молюсь должным образом, и где-то позволяю себе вещи не очень духовные, но я стараюсь никого не обижать, не дурить на деньги, не продавать товар «не очень» как самый лучший. Почему Б-г ставит мне испытания именно в этом аспекте моей жизни? N. Читать дальше |
|
Как обычные люди, даже самые мудрые, могли спорить с Б-гом?11 августа 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Меня волнует тот факт, что обычные люди могли спорить с Б-гом, а такое не раз описано в Торе (Авраам о Сдоме, Моше о последствиях создания золотого тельца). Даже если предположить, что эти представители народа обладали величайшей мудростью, вряд ли можно хотя бы допустить, что она сравнима с таковой у Б-га (если данное понятие применимо к Нему). И еще, раз возможен спор с Б-гом, значит, даже Он не знает истины. А, раз так, следовательно, ее вообще не существует? Читать дальше |
|
Сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — наказание за публичное нарушение субботы?26 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Глубокоуважаемые раббаним, сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — это за недавнее общественное нарушение шаббата? Тимур Читать дальше |
|
Как научиться быть довольным своей участью?19 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, как научиться быть довольным своей участью? Читать дальше |
|
За что страдают дети?19 сентября 2019 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемые раввины. Сижу дома с ребёнком и задаюсь вопросом: вот такой маленький человечек, а такие муки — 1) рождаться больно; 2) потом колики; 3) зубы тоже больно; 4) учишься ходить — шишки собираешь... За что им, маленьким, такие страдания? Для чего? Про мам как-то понятно, «нам прописано», но ведь мама может страдать и без того, чтобы ребёнок болел. Анна Читать дальше |
|
Почему, если кто-то богат или красив физически, он не обязательно богат или красив духовно?3 сентября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. В Песах принято есть «согласно царскому обычаю», уподобляясь в поведении свободным и знатным людям. Но при этом мы предполагаем, что статус и титул в материальном мире не всегда соответствует духовным заслугам. Почему же тогда нужно вести себя соответственно статусу материального мира? Имеет ли это духовную аналогию? И вытекающий из этого вопрос. Если в материальном мире есть предметы и явления, которые имеют аналоги в духовном мире, то почему какие-то материальные явления (богатство, статус) не всегда имеют прямую связь со своими духовными аналогами (духовное богатство)? То есть богатство в материальном мире не обязательно значит богатство духовное. Я читала ответ на похожий вопрос, что богатство и статус могут быть и испытанием, и платой за те немногие добрые дела, которые совершает человек, привязанный к материальному. Но получается, что связь и отражение духовного в материальном не настолько очевидны и прямолинейны? Помогите, пожалуйста, понять. Спасибо! Анастасия Читать дальше |
|
Моше не знал, что награду и наказание человек получает в Будущем мире, а не в этом?10 октября 2018 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день, хотелось бы задать вопрос: когда Моше побывал на уроке Раби Акивы, он попросил у Всевышнего показать, какую награду получит Раби Акива. Моше увидел то, что увидел, и спросил Всевышнего: и это награда праведнику? Т.е. Моше был, мягко сказать, шокирован такой «наградой праведнику». Мой вопрос. Моше знал устройство миров, и, наверное, он знал, что и награда, и наказание относятся к Миру Будущему. Почему Моше тогда так отреагировал? С уважением, Oleksandr Читать дальше |
|
Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?14 марта 2018 года, отвечает Рав Даниель Маршальский В Торе сказано, что, когда Господь на горе сходил к Моисею, всему народу было запрещено приближаться к ней. Аарон мог подняться, но фактически стоял в стороне и ничего не видел. Почему же Бог не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений, ведь евреи самый сомневающийся народ на свете? И это помогло бы избежать многих трагичных событий в истории Израиля. Иван Читать дальше |
|
Что значит быть смирённым перед Всевышним?21 ноября 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N. Читать дальше |
|
После создания золотого тельца еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше?8 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Бенцион, здравствуйте. Заинтересовал момент в нашей истории. Моше Рабейну не хотел, чтобы Всевышний уничтожал еврейский народ после греха золотого тельца, и сказал Б-гу, что если Он уничтожит народ, то тогда пусть будет стерто его (Моше) имя из Торы. В этот момент, как я понимаю, еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше. Моше получил от своего народа очень неприятные ощущения. Народ Моше предал своего лидера, забыл его и посчитал его вообще неживым. Тем не менее, Моше не предал свой народ, хотя ему приходилось потом видеть каждый день и общаться с этими людьми, которые ему как бы плюнули в душу. В одном из ответов на сайте сказано, что, если человек неблагодарный, то не нужно иметь с ним больше дел. Но Моше все равно имел дела с неблагодарными людьми. Всевышний же каждую секунду нас прощает, хотя мы не очень-то благодарны бываем… Так как же поступать нам, обычным людям? Арье Читать дальше |
|
Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?15 сентября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N. Читать дальше |
|
Почему перед молитвой Амида мы делаем именно три шага вперед?5 июля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Пытаюсь найти ответ на следующий вопрос. Почему перед Амидой (молитвой) мы делаем именно 3 шага вперед? Везде написано, что Моше при восхождении на Синай преодолел 3 препятствия, отделявшие его от Шхины (присутствия Всевышнего): мрак, облако, туман, т.е. прошел 3 этапа святости. Что олицетворяют эти препятствия? И есть ли еще другие объяснения? Спасибо большое за ответ. М. Читать дальше |
|
Автор Тании полагал, что Моше недоставало веры в Б-га?31 октября 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шолом Алейхем, рав Бенцион! Извините, что отнимаю у вас время, но мой вопрос к вам требует предисловия. Есть такой портал в интернете «Заметки по еврейской истории», руководимый Евгением Берковичем. Он давно перерос свое название, там издаются три интернетных журнала, имеются форумы и гостевая книга со свободным доступом. Теперь перехожу к делу. Не так давно кто-то вывесил в гостевой текст от вашего имени: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ, Рав Бен-Цион Зильбер: Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бэмидбар, 31:13—14, 21). Далее шли толкования, ссылки на Талмуд, рава Салантера — все по порядку, и была такая концовка: «Сказано в Тании, что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно». На это я, признаюсь, позволил себе такой комментарий: «Значит, гнев тоже происходит и проявляется не случайно. Второе замечание: если так, то у Моше, по-видимому, был недостаток веры в Б-га… С большим уважением отношусь к Баал-Тания (автору Тании) и потому — либо неточный перевод, либо вырвано из контекста, либо еще какой огрех…». Я понимаю теперь, что нужно было сказать это иначе. А вопрос у меня такой: был ли я неправ по смыслу? И если да, то в чем? Заранее благодарен. Песах Майбурд. Обо мне можно навести справки у р. Иеуды Авреха и р. Цви Патласа Читать дальше |
|
Как понимать загадочные слова мудрецов?8 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые Господа! В книге «Мидраш рассказывает» р. Моше Вейсмана (изд. Швут Ами), в мидрашах по книге ШМОТ на главу Мишпатим, я нашел следующие слова ангелов, возмущенных тем, что Тора будет отдана Ашемом Моше: «Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?» О каких 974 поколениях до Творения идет тут речь? С уважением, А., Москва Читать дальше |
|
Человеку нельзя, а Талмуду можно?16 января 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Некоторые мудрецы Талмуда говорили, что конец Хумаша написал бин Нун, а не Моше. Но разве человек, который говорит, что хоть одна буква в Торе написана не Моше, не лишается Олам аБа? Алекс, Москва Читать дальше |
|
Почему именно телец?8 января 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Подскажите, пожалуйста, почему во время ожидания Моше с горы Синай был построен именно телец, а не какое-то другое животное? Иными словами, есть ли какой-то в этом смысл? Связано ли это с концом астрологической эры тельца? Спасибо. Читать дальше |
|
История Моше идентична истории египетского Саргона?14 сентября 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Случайно наткнулся на информацию о том, что история Моше идентична истории древнего египетского Саргона. История "спасения на водах младенца" и т.д. и что 10 заповедей те же, что записаны в Книге мертвых. Это было, вроде, до дарования Торы. В чем подвох? Я не сомневаюсь в Торе, но куда умище-то девать? Почему многие истории из эпоса о Гильгамеше, потоп, например, тоже встречаются? Александр К., Новосибирск Читать дальше |
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?