Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я не самый духовный человек, но в деньгах всегда честен. Почему у меня испытания именно с деньгами?

Темы: Испытание, Исправление, Награда и наказание, Моше, Деньги, Пророки, Духовность, Раби Акива, Заслуги

Отложить Отложено

Ув. Рав, у меня такая проблема. Я понимаю, что у всех материальных ситуаций есть духовный корень, но понять их я не могу.

Я очень часто оказываюсь в ситуациях, которые моим умом не объяснимы. У меня уже второй год проблемы с работой, я всегда думал, что это проблема во мне: не так сказал, не промолчал, где следовало. Но последнее время всё еще сильнее усугубилось.

Я работаю в сфере продаж, думал, что это у меня низкий уровень профессионализма, но я обратил внимание, что продажи очень сильно упали у всех. Я думал, это ответ от Всевышнего за какие-то мои поступки в финансовом плане по отношению к другим. Но я никого не обманывал на деньги, ни у кого не воровал, по возможности старался дать взаймы, если меня просили.

Признаю, что я не самый духовный и набожный человек: и не молюсь должным образом, и где-то позволяю себе вещи не очень духовные, но я стараюсь никого не обижать, не дурить на деньги, не продавать товар «не очень» как самый лучший. Почему Б-г ставит мне испытания именно в этом аспекте моей жизни? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, позвольте посочувствовать Вам в связи с Вашими трудностями и пожелать скорейшего улучшения ситуации.

Замечательно, что Вы заботитесь о своей духовности и задумываетесь о поступках, стараетесь делать добро и повышать свой уровень.

В то же время нам действительно далеко не всегда дано понять, в чем именно корень наших трудностей и проблем, и непременно связать это с тем или иным грехом. Тем более что, как Вы отмечаете, подобные проблемы есть у многих.

В последний год корона-кризис подорвал экономику в значительной части мира. Но и это не первый случай экономического спада, они происходят регулярно, в этом плане жизнь циклична. Только каждый раз причина кризиса иная — и это, возможно, для того, чтобы человечество не могло с уверенностью прогнозировать такие циклы, чтобы мы не могли их избежать (и прийти к ощущению, что нам всё нипочем), а приняли бы как посланные Б-гом.

Четкое понимание связи наших бед с нашими грехами и, в целом, понимание связи между духовностью человека и его положением в этом мире было возможно в эпоху Торы и Пророков. Ибо то была в целом эпоха ясности мира, очевидности существования Б-га. Поэтому Тора прямо говорит: если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то и в материальном плане будете процветать, а если перестанете соблюдать Тору и, таким образом, отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям в жизни (Ваикра 25, Дварим 28 и др.). Тогда эта связь «наглядно» действовала. Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям на том этапе. В ней нет «двойных посланий» и разночтений: ее текст четко известен, никаких изменений и разных версий в нем быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом закончилась эпоха пророков, передававших прямые послания от Б-га, и Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, продолжив управлять миром скрыто, маскируясь под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и всё устройство жизни стало менее ясным. Например, можно быть праведным, но страдать.

Это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. Мы находим в ней разногласия между мудрецами. С одной стороны, так Тора теряла свою ясность: один мудрец постановил так, а другой — наоборот! Где же истина?! Но, с другой стороны, эти разногласия породили целое «дерево» Устной Торы: разные подходы и типы логики, жаркие обсуждения, доводы, контрдоводы, анализы, теории.

Трудно увидеть одну всеобъемлющую и определенную систему, много в ней непостижимого, зато в результате каждый еврей может заниматься своим анализом и поиском истины, строить свои теории.

Вот и кажущаяся противоречивость самой жизни, неочевидность ее смысла дает каждому человеку возможность задаваться вопросами и искать ответы, самому открывать Б-га в разных аспектах этой жизни и по-своему видеть проявления Его присутствия и деятельности.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га. Его жизнь воплощала успех праведника: чудесное спасение от всех угроз, успешное осуществление Исхода и Дарования Торы, и, в конце концов, «смерть-поцелуй». Для Моше всё в мире было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда Моше становился свидетелем страданий невинных людей, он приходил в ужас.

Устную же Тору олицетворял Раби Акива. Вся его жизнь как раз служила иллюстрацией того, что праведность вполне может сочетаться со страданиями: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на долгие годы, то гибель многочисленных учеников и, в конце концов, собственная смерть — страшная, мученическая.

Когда Б-г показал Моше будущее: бейт-мидраш, где давал урок Раби Акива, Моше сначала не мог понять его толкования Торы. А потом, когда Б-г показал ему страшную гибель Раби Акивы, ужаснулся: «Такая мудрость в Торе — и такая за нее “награда”»?!

Но Раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь, противоречивую, а то и трагичную, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, жить с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Раби Акива не ужасался трагичным, страшным зрелищам, он находил способ видеть в них исполнение плана Творца для нашего блага и вселять в окружающих спокойствие и надежду на лучшее (Макот 24а).

Поэтому сегодня уже трудно видеть явную связь судьбы человека с его духовным уровнем. Можно быть праведником, как Раби Акива, и, тем не менее, умереть страшной и мучительной смертью. Разумеется, мучения служат искуплением тех грехов, что есть, а никто не безгрешен, но на вопрос, как мучений избежать и почему их посылают, четкого ответа может не быть. Единственное, что остается — как Раби Акива, несмотря на всё, находить в жизни позитив.

В целом, соблюдение религиозных законов не следует рассматривать как какое-то волшебное средство для решения всех проблем и избавления от всех несчастий. Конечно, всё зависит от Б-га и Ему определенно нужно молиться. Но Он не обещает всегда исполнять наши желания и оберегать от всех трудностей и мучений.

На протяжении истории нашего народа многие жили в бедности, а также умирали от болезней и подвергались прочим испытаниям, наравне со всеми людьми (в прошлом у всех также была высокая детская смертность). А вдобавок — подвергались преследованиям, изгнаниям, пыткам инквизиции, гибли в погромах и, наконец, в Холокосте. Да и сегодня продолжают гибнуть в терактах. Быть евреем в целом непросто. Да, евреи избраны — но именно для выполнения миссии, важной и трудной. Как президент страны избран — но легко ему не бывает.

Нелегко ему, но и зарплата (награда) больше. Уровень влияния, масштаб больше и в этом мире, и в Будущем, когда станет очевидным то, что он построил своим трудом — да еще и невзирая на все проблемы и препятствия. Как любая победа тем более дорога и ценна, когда достигнута нелегко, путем самопреодоления.

Кроме того, трудности могут как-то изменить жизнь, вынудить начать что-то другое, новое, дать иной взгляд на мир. А то, если всё хорошо, зачем что-то менять или вообще задумываться? В основном, человеческие мысли и анализ ситуации являются «разбором полетов», когда что-то не получилось, пошло не так. Почему пошло не так? Как улучшить?

Ну и, так или иначе, обретаем опыт, которым можем потом поделиться с другими. А то, если всё хорошо, то и не знаешь, что сказать и как помочь человеку, испытывающему трудности. А если сам уже испытал, то, возможно, знаешь.

Так что продолжим искать решение наших проблем, но и будем помнить, что получаем надбавки к награде за выполнение задания повышенной трудности. А также — постараемся использовать эти проблемы как шанс обогатиться опытом, знанием жизни, идеями, а то и изменить свою жизнь, найти какую-то новую тропу или помочь советом другим людям.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше