Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Рав Александр Кац, Литва
Раби Александр-Моше Лапидус (5579—5666 /1819—1906/ гг.) — авторитетный законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Учился в литовском городке Саланте (Салантае), в группе, которую называли «семь светильников меноры» — его старшими товарищами по занятиям были р. Йосеф-Зундель Салант (см.) и р. Шмуэль Салант (см.), ставшие впоследствии духовными лидерами евреев Земли Израиля, а также р. Исраэль Липкин (р. Исраэль Салантер; см.), основавший этическое движение Мусар.
В возрасте семнадцати лет р. Александр-Моше стал раввином местечка Янова, расположенного в окрестностях г. Гродно, — здесь он испытал значительное нравственное влияние р. Нахума Шамаша (р. Нохемке из Гродно; см.), выдающегося праведника, посвятившего свою жизнь самоотверженной помощи неимущим.
В 5626 /1866/ году р. Лапидус возглавил общину г. Расейняя в Литве и оставался на этом посту на протяжении сорока лет.
В этот период он стал одним из общепризнанных духовных лидеров литовского еврейства. В 5637 /1877/ году он участвовал вместе с р. Исраэлем Салантером и р. Ицхаком-Эльхананом Спектором (см.) в создании колеля в Ковно (Каунасе) — высшего учебного заведения для изучения Талмуда; один из филиалов этого колеля он основал в Расейняе.
Его заметки по вопросам еврейской этики были включены в сборник Эц при (Плодовое дерево), изданный в Вильно (Вильнюсе) в 5641 /1881/ году, — в этой книге они соседствовали со статьями и выступлениями таких прославленных мудрецов, как р. Исраэль Салантер, р. Ицхак-Эльханан Спектор, р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим; см.) и р. Натан-Цви Финкель (Саба из Слободки; см.).
В 5657 /1897/ году вышла в свет его книга Авней зикарон (Обелиски), содержащая избранные респонсы и толкования Торы.
Р. Лапидус приобрел добрую славу делами благотворительности. В своем завещании он написал: «Во все дни жизни я старался помогать людям — и далеким, и близким, вкладывая в это средства и старания, порой превосходящие мои возможности. …Я точно знаю, что в заповедях, связанных с благотворительностью, я свой долг выполнил» (Гдолей адорот).
Р. Александр-Моше Лапидус умер в 5666 /1906/ году, на восемьдесят седьмом году жизни.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»