Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый — богатством своим»Пророк Ирмиягу
Биография раввина

Раби Моше Блой (5645—5706 /1885—1946/ гг.) — один из руководителей харедимной общины Йерушалаима в период между двумя мировыми войнами.

Родился в Йерушалаиме.

Ученик, а затем ближайший помощник р. Йосефа-Хаима Зонненфельда (см.), возглавлявшего Эйда харедит (Общину богобоязненных).

В годы первой мировой войны, подвергая себя смертельной опасности, укрывал в своем доме еврейских юношей, уклонявшихся от призыва в турецкую армию (Везэ шаар ашамаим с.451).

С 5684 /1924/ года и до конца жизни возглавлял иерусалимское отделение всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), а также был членом исполнительного комитета этой организации. Представлял интересы Агудат Исраэль перед рядом международных и британских комиссий, обсуждавших будущее подмандатной Палестины.

После смерти р. Зонненфельда, последовавшей в 5692 /1932/ году, р. Блой был одним из самых деятельных руководителей Эйда харедит.

Его перу принадлежит книга Амуда динеора (Огненный столп) — обстоятельное жизнеописание р. Йосефа-Хаима Зонненфельда, а также сборник мемуаров, озаглавленный Аль хомотеха, Йерушалаим (О стенах твоих, Йерушалаим), — живая картина полувековой истории еврейской общины святого города.

В 5706 /1946/ году р. Блой выехал в послевоенную Европу для оказания помощи пережившим Катастрофу евреям, собранным в лагерях для перемещенных лиц. Скоропостижно скончался во время этой поездки в итальянском городе Мессине. Похоронен в Йерушалаиме.

Его младший брат р. Амрам Блой (см.) в течение многих десятилетий возглавлял организацию Нетурей карта (Стажи города), занимавшую наиболее непримиримую позицию по отношению к сионистскому движению и светскому еврейскому государству.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.