Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Моше Блой (5645—5706 /1885—1946/ гг.) — один из руководителей харедимной общины Йерушалаима в период между двумя мировыми войнами.

Родился в Йерушалаиме.

Ученик, а затем ближайший помощник р. Йосефа-Хаима Зонненфельда (см.), возглавлявшего Эйда харедит (Общину богобоязненных).

В годы первой мировой войны, подвергая себя смертельной опасности, укрывал в своем доме еврейских юношей, уклонявшихся от призыва в турецкую армию (Везэ шаар ашамаим с.451).

С 5684 /1924/ года и до конца жизни возглавлял иерусалимское отделение всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), а также был членом исполнительного комитета этой организации. Представлял интересы Агудат Исраэль перед рядом международных и британских комиссий, обсуждавших будущее подмандатной Палестины.

После смерти р. Зонненфельда, последовавшей в 5692 /1932/ году, р. Блой был одним из самых деятельных руководителей Эйда харедит.

Его перу принадлежит книга Амуда динеора (Огненный столп) — обстоятельное жизнеописание р. Йосефа-Хаима Зонненфельда, а также сборник мемуаров, озаглавленный Аль хомотеха, Йерушалаим (О стенах твоих, Йерушалаим), — живая картина полувековой истории еврейской общины святого города.

В 5706 /1946/ году р. Блой выехал в послевоенную Европу для оказания помощи пережившим Катастрофу евреям, собранным в лагерях для перемещенных лиц. Скоропостижно скончался во время этой поездки в итальянском городе Мессине. Похоронен в Йерушалаиме.

Его младший брат р. Амрам Блой (см.) в течение многих десятилетий возглавлял организацию Нетурей карта (Стажи города), занимавшую наиболее непримиримую позицию по отношению к сионистскому движению и светскому еврейскому государству.

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»