Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»

Раби Меир — ближайший ученик р. Акивы.

Происходил из семьи праведного гера, одного из потомков Нерона, посланного императором на завоевание Иерусалима и принявшего еврейство (Гитин 56а).

Р. Меир учился у р. Ишмаэля и у Элиши бен Авуи, но главным его наставником был р. Акива (Эрувин 13а). После гибели р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы, казненного за это римлянами (Санхедрин 14а).

Раби Меир обладал уникальной памятью и выдающейся эрудицией. Он знал наизусть всю Тору, со всеми особенностями правописания ( Эрувин 13а), и мог по памяти безошибочно восстановить любой свиток Писания ( Мегила 18б).

Но особенно ярко проявлялись его способности при законодательных обсуждениях. Талмуд свидетельствует, что «в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости и закон всегда должен был бы соответствовать его мнению; и если в ряде случаев законодательное решение все же принималось вопреки его точке зрения, то лишь потому, что его оппоненты оказывались не в состоянии адекватно воспринять его диалектику» ( Эрувин 13б). Далее поясняется: р. Меир обладал способностью с одинаковой убедительностью обосновывать точки зрения, которые казались его оппонентам противоречащими друг другу, «и они не могли понять, в каком случае его мнение соответствует истине, а в каком — нет, ведь его аргументы и доказательства были одинаково вескими во всех случаях» (Раши, там же).

По свидетельству Талмуда, тому, кто видел раби Меира в доме учения казалось, что «он вырывает из земли огромные горы и разбивает их друг о друга» ( Санхедрин 24а).

В своих публичных уроках и выступлениях р. Меир уделял большое внимание не только толкованию закона, но и мидрашам. Кроме этого, он обильно оснащал свой рассказ остроумными притчами, помогающими глубже понять Писание. Слушатели его уроков подсчитали, что только о хитрых лисах р. Меир знал более 300 притч (там же 38б).

Раби Меир принимал участие в работе Санхедрина, воссозданного в г. Уше. Вместе со своими соратниками он начал работу по записи законов, составивших основу Мишны. В трактате Санхедрин (86а) утверждается: «Мишна основывается на мнении р. Меира». Эту работу завершил его ученик р. Йеуда Анаси.

Последние годы жизни р. Меир провел в изгнании. В Талмуде рассказывается, что его жена Брурия, дочь казненного р. Хананьи бен Терадиона, попросила р. Меира содействовать освобождению ее сестры из римского плена. Раби Меиру удалось подкупить охранника, убедив его, что, если за исчезновение пленной его привлекут к суду, он должен произнести «Б-г Меира, помоги мне!» — и будет спасен от казни. Так и вышло — нерадивого охранника приговорили к повешению, но каждый раз, когда он произносил указанные слова, веревка рвалась. Почуяв неладное, римляне допросили охранника — и он признался. Был объявлен розыск — портрет р. Меира даже закрепили на вратах Рима, обещая награду каждому, кто поможет его схватить. И тогда р. Меиру пришлось бежать в Вавилон (Авода зара 18а).

Раби Меир завещал похоронить его на Святой Земле, у берега моря — чтобы «волны омывающие Землю Израиля, омывали камни его могилы».

Похоронен в Тверии.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше

Как вырастить ребенка гением

Рав Михаэль Гитик

Многие родители готовы чуть ли не с младенческого возраста вкладывать в руки ребенку скрипку. Иудаизм считает, что воспитывать детей следует в соответствии с проявленными ими наклонностями. В противном случае, речь будет идти о банальной дрессировке.

Дисциплина

Эстер Оффенгенден

Маленький ребенок должен чувствовать себя в огромном мире очень напуганным. Единственное, что спасает ребенка, — сильные родители.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 4. Главное о душевных болезнях и их лечении

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 3. Учись учиться

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Как уберечь детей от влияния улицы

Рав Яков Доктор

Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Как ухаживают за тяжелораненым?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»

Дурное начало хочет поранить нашу душу, отвлекая от служения Б-гу. Лекарством от его влияния является Тора.