Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Символ благочестия и усердия при изучении Торы.

Раби Шимон бен Азай(в Мишне назван просто Бен Азай) — ученик р. Йеошуа (см.). Учился также и у р. Акивы ( Брахот62а), а впоследствии стал его талмид-хавером — товарищем по совместному изучению Торы ( Бава батра158б).

Жил в Тверии. Для своего поколения Шимон бен Азай стал символом благочестия и усердия при изучении Торы. В Талмуде указано: «Увидел Бен Азая во сне — обретешь благочестие» ( Брахот57б).

Вместе с тем, его самоотречение во имя Торы привело к тому, что он не сумел создать семью. В трактате Йевамот ( 63б)приведена следующая дискуссия, возникшая по этому поводу. «Толковал Бен Азай: “Каждый, кто не производит потомство, как будто проливает кровь и умаляет облик Творца, ведь Он создал человека “по Своему образу и подобию””». Сказали мудрецы Бен Азаю: «Ты красиво толкуешь, но не выполняешь». Сказал им Бен Азай: «Ну, что я могу поделать, если моя душа жаждет Торы! А народонаселение в мире могут увеличивать и другие».

В другом месте Талмуда рассказывается, что Бен Азай обручился с дочерью р. Акивы, а она заключила с ним соглашение, подобное тому, которое когда-то заключила ее мать с р. Акивой; и Бен Азай смог по-прежнему полностью отдавать себя изучению Торы вне дома ( Ктубот 63а и Тосафот «Дочь р. Акивы»).

Как и его друг Бен Зома, Бен Азай не успел получить смиху и почетный титул «раби», и тем не менее, по мнению Раши (см.), «в те дни не было подобных им в знании Торы» (Раши на Кидушин 49б).

По версии, приведенной в Талмуде, преждевременная смерть Бен Азая была связана с мистическим откровением: он назван среди четырех мудрецов, которым удалось при жизни «войти в Пардес» — в духовный мир, доступный только умершим праведникам. О нем сказано: «Бен Азай взглянул на Шехину и умер» ( Хагига 14б).

По другой версии был убит римлянами, возможно, вместе с р. Акивой ( Эйха рабати 2:2). В собрании мидрашей Шохер тов (9) Бен Азай также назван в числе «десяти мудрецов, казненных римлянами» — наряду с р. Акивой (см.), р. Йеудой бен Бавой (см.), р. Хананьей бен Терадионом (см.) и другими праведниками Израиля.

Несколько изречений Бен Азая сохранились в трактате Авот (4:2). Он наставлял: «Спеши исполнить самую простую заповедь, как самую важную, и убегай от греха — ведь выполнение заповеди приводит к выполнению другой заповеди, а грех влечет за собой новый грех. Получается, что награда за заповедь — другая заповедь, а наказание за грех — новый грех». И еще он учил: «Никого не презирай и ничем не пренебрегай — потому что нет такого человека, у которого не было бы своего часа, и любая вещь в какой-то момент будет необходима».

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.